Споры с налоговой службой

Перечень услуг в практике

Практика «Налоговые споры» выполняет полный спектр работ по защите прав клиентов. Эксперты практики сопровождают все виды налоговых проверок, отстаивают права клиентов на всех инстанциях вплоть до Верховного Суда, участвуют как в досудебных, так и судебных спорах.

Задача практики — защищать клиентов в сложных ситуациях. Все задачи, связанные с налоговым администрированием, решаются компетентно, эффективно и качественно, каждый проект доводится до логического конца. Услугами практики пользуются как компании, так и профессиональные клиенты — юридические департаменты, финансовые службы компаний, которые хорошо владеют многими вопросами. Но налоговое законодательство постоянно и стремительно совершенствуется, правила налогового администрирования меняются ежегодно. Преимущество практики «Налоговые споры» — большой практический опыт в решении различных кейсов – различного типа сложности, в разных отраслях бизнеса, в разных регионах, с разными налоговыми инспекциями. Благодаря этому, эксперты практики постоянно видят тенденции в налоговом администрировании, новые подходы налоговых органов на налоговое администрирование. Эксперты компании используют постоянно меняющийся «язык налоговых органов» при решении задач клиентов.

Важный аспект практики – это внедрение системы безопасности налоговых рисков, помогающей избежать проблем, связанных с налоговым администрированием. Клиенты после выстраивания такой системы сводят к минимуму вероятность попадания в выездную налоговую проверку. В недавнем прошлом внедрение системы безопасности налоговых рисков не являлось обязательной для компаний.

После выхода письма ФНС, налогоплательщиков фактически обязали внедрять систему безопасности налоговых рисков. Налоговые органы фактически учредили новые правила, по которым должен действовать бизнес.

Если компания их не соблюдает и не создаёт систему безопасности налоговых рисков, фактически попадает в зону риска и как следствие включение в план выездных налоговых проверок с соответствующими последствиями.

Текущий портфель кейсов более 17 000 000 000 руб.

Более 250 реализованных проектов

Сопровождаем самые сложные вопросы, возникающие в налоговых спорах в РФ

Александр Лемчик — Член комитета по налоговой политике РСПП

Споры с налоговой службой

Ведущие компании РФ в категории Tax controversy (Налоговые споры) — Tier 3

Споры с налоговой службой

Ведущие компании РФ в сфере Налоговые споры — II группа

Споры с налоговой службой

Ведущие компании РФ в категории Налоговое право: Разрешение споров с федеральной налоговой службой

Споры с налоговой службой

Александр Лемчик в категории Tax Law (Налоговое право)

Юрий Счастливый в категории Litigation (Разрешение споров)

Кликните на практику, чтобы увидеть список услуг

Кейсы с примерами работ

Не нашли ответ на свой вопрос?

Напишите нам, мы изучим вашу ситуацию:

Связаться с нами
Споры с налоговой службой

Налоговые проверки после снятия ограничений чего ждать и как к ним подготовиться

Споры с налоговой службой

Юридический онлайн-марафон

Налоговые споры

Даже если вы ведете бизнес соблюдая все законы, это не гарантирует, что вас не настигнут налоговые споры.

Поводов для их возникновения может быть множество, например, оспаривание решения налоговой службы о привлечении к ответственности или другой взгляд на процедуру проведения проверки.

Первое, что интересует владельца бизнеса, есть ли шанс выиграть дело, если дойдет до суда и как можно решить на досудебном этапе налоговый спор.

Что считается налоговым спором? Разногласие на юридическом уровне между двумя сторонами, одна из которых обязательно государственный орган, вторая – непосредственно лицо налогового правового отношения. Исчисление и оплата налога – это предмет конфликта.

Как определить налоговый спор, его основные характеристики:

  1. Конфликт, вытекающий на основе взаимоотношений касательно уплаты налогов и сборов, обжалование решений и сопутствующих действий налоговой службы;
  2. Субъекты спора – плательщик налогов и органы налоговой и таможни. Таковыми выступают юридические и физические лица, которые обязуются уплачивать налог;
  3. В таких спорах, одна из сторон в любом случае лицо-представитель государственных органов;
  4. Урегулирование споров досудебное или через арбитражный суд.

Причины возникновения налоговых споров

Как бы налоговая служба не стремилась уменьшить число возникающих споров, результаты все еще занимают лидирующие позиции. Это сложные дела, для разрешения которых понадобится помощь квалифицированного адвоката. Юридическая фирма «Ропот и Партнеры» уже многие годы оказывает услуги по ведению налоговых споров. Предлагаем и вам свою помощь, если это необходимо.

Причиной возникновения налоговых споров выступают регулярные изменения в законодательной базе, что в свою очередь провоцирует неопределенность и противоречие между нормами. Практика ведения дел показывает, что наиболее распространенные причины касательно следующего:

  1. Нормативно-правовые акты не являются законными;
  2. Отсутствие действий со стороны должностного лица;
  3. Списание штрафных санкций и платежей;
  4. Возмещение убытков, которые появились в следствии незаконных действий налоговых органов или напротив — бездействий ответственных лиц.

Разновидности налоговых споров

Категории, определяющие разделение налоговых споров:

  • Сторона-инициатор;
  • Предмет спора;
  • Какие требования;
  • Этапы разбирательства.

Инициатор конфликта выступает:

  1. Сам плательщик налога;
  2. Налоговые службы или органы таможни;
  3. Третьи лица, которые задействованы в налоговых правовых отношениях.

Содержание требований позволяет классифицировать споры на:

  • Взыскание штрафных санкций;
  • Возмещение убытков, полученных в следствии незаконных решений или действий со стороны государственных органов;
  • Решения органов налоговой службы признаны недействительными.

Этапов урегулирования существует два: разрешение конфликта в досудебном порядке и судебное разбирательство.

 Споры с налоговой службой 

Досудебный порядок рассмотрения

Ссылаясь на Налоговый Кодекс РФ, допустимо касательно проверок налоговой пройти этап досудебного урегулирования. К тому же, лицо имеет право через суд обжаловать решение налоговой. Важно понимать, что это возможно лишь после написания апелляционной жалобы в вышестоящие по иерархии органы налоговой.

Что называют апелляционной жалобой? Письменное заявление в орган налоговой с целью обжаловать их решение, если оно еще не вступило в силу.

Акт может касаться результатов проведения проверки налоговой службой и вызывать несогласие у заявителя. Причиной обычно является нарушение его прав.

Для подачи жалобы дается три месяца с того дня, когда было выявлено, что произошло нарушение прав. Для большей аргументации к жалобе дополнительно прикладывают и доказательные документы.

Что допустимо на законных основаниях обжаловать:

  • Отказ вернуть налог или предоставление налогового вычета;
  • Решение остановить транзакции по счетам;
  • Распоряжение об уплате налога, взыскании пени, штрафа и другие.

В написании апелляционной жалобы вам поможет опытный юрист. Важно грамотно составить документ, чтобы его взяли на рассмотрение. Также, на консультации специалист поможет разобраться, действительно ли было нарушение ваших прав и подлежит ли это обжалованию.

Юристы фирмы «Ропот и Партнеры» помогают клиентам успешно составлять апелляционные жалобы в защиту своих прав. Комплексное сопровождение на всех этапах.

Преимущества досудебного разбирательства

Следует понимать, что важно решить конфликт не допуская суда, избегая долгосрочной судебной процессии с множеством заседаний и документов.

Профессиональные юристы помогают найти решение на досудебном этапе, так как понимают его неоспоримые преимущества, которые заключаются в следующем:

  1. Не нужно платить государственную пошлину и другие судебные расходы;
  2. Жалобу оформить не составит труда, если обратиться к профессиональному юристу;
  3. Апелляционные жалобы рассматривают в короткие сроки.

Сегодня практически каждое лицо, уплачиваемое налоги, имеет возможность обжаловать решение, которые выносят органы налоговой службы. Однако, важно понимать, что без юридической помощи в составлении жалобы не обойтись. Существует множество тонкостей и нюансов в законе, которые необходимо учитывать.

Если вы хотите в короткие сроки и в вашу пользу разрешить налоговый спор в Калуге, предлагаем услуги юристов юридической компании «Ропот и Партнеры». Мы гарантируем получение максимальной выгоды в процессе досудебного разбирательства.

Индивидуальные консультации специалистов, составление наиболее эффективной стратегии проведения переговоров, правильное написание апелляционной жалобы.

Урегулирование через суд

Через суд подвергают обжалованию ненормативного характера решения, вынесенные органами налоговой, а также, бездействие или действие лиц, отвечающих за налоговые сборы.

Допустимо оспаривать решения касательно штрафов если плательщик налогов несвоевременно внес уплату, плательщик налогов был привлечен к ответственности, действие или бездействие представителя государственного органа.

Через суд есть возможность добиться финансового возмещения принесенного убытка и возврата нарушенных прав.

Этапы судебного разбирательства:

  1. Заявитель получает от налоговой службы решение на этапе досудебного разбирательства;
  2. С помощью компетентного юриста составляется заявление;
  3. Передача заявления и сопутствующих документов в арбитражный суд;
  4. Судебный процесс, посещение заседаний;
  5. Решение суда.

Зачем нужен юрист?

Юристы по налоговым спорам в Калуге сопровождают клиента от первого этапа и до последнего.

Предоставление консультаций, составление документации, проведение переговоров, защита прав клиента на судебных заседаниях.

Многолетний опыт работы позволяет нам оказывать квалифицированную помощь в разрешении налоговых споров как в досудебном урегулировании, так и в процессе судебного разбирательства.

Для уточнения информации и получения консультации просим Вас обращаться по следующим телефонам: 8 (4842) 55-03-41, 8 (910) 510-36-36.

Суды поспорили с Минфином по одному из принципиальных для бизнеса налоговых вопросов

Споры с налоговой службой

Суды потребовали от ФНС реконструировать всю налоговую «партию» / Андрей Гордеев / Ведомости

Обвинение компаний в необоснованном получении налоговой выгоды, например вычетов по НДС, – один из наиболее популярных поводов для доначислений. В конце 2019 г.

бизнес столкнулся с новыми рисками в таких спорах с налоговиками: Минфин рекомендовал ФНС не пересчитывать все налоги по оспоренным сделкам, в том числе не учитывать реально понесенные расходы, если компания вела себя недобросовестно.

Без разъяснений Верховного суда рекомендации Минфина могли породить негативную для бизнеса судебную практику, опасались юристы. Так и произошло – в начале 2020 г. в споре ФНС и «Кузбассконсервмолока» Седьмой арбитражный апелляционный суд поддержал налоговиков и отказал пересчитывать доначисленные налоги, т. е.

проводить их реконструкцию. Но в конце января сразу два суда вынесли противоположные решения, потребовав от инспекторов выявлять реальный экономический смысл сделки, учитывать понесенные расходы и пересчитывать, исходя из них, налоги.

Признаки недобросовестного поведения бизнеса были закреплены в ст. 54.1 Налогового кодекса в 2017 г. Прежде налоговики и судьи ориентировались на постановление пленума Высшего арбитражного суда (ВАС) от 2006 г.

Суды требовали, чтобы при необоснованности налоговой выгоды инспектора реконструировали налоговые обязательства – например, отказав в вычете по НДС, уменьшили налог на прибыль на понесенные расходы, рассказывал партнер Taxology Алексей Артюх.

Пленум ВАС указал, что суд должен исходить из подлинного экономического содержания операций, говорит руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов: если сделка притворная, то сначала инспекция должна указать, какую сделку она прикрывает, т. е.

Читайте также:  Неизгладимое обезображивание лица, что это значит

переквалифицировать ее и заново определить налоговые обязательства. Минфин высказался иначе: компания не может претендовать на уменьшение налогов, если действовала недобросовестно, пусть даже у сделки была экономическая цель и она действительно состоялась.

Не все суды согласились с Минфином. В конце января два суда иначе трактовали ст. 54.1 и выступили в пользу реконструкции.

Арбитражный суд Уральского округа поддержал компанию «Сива лес» в ее споре с налоговиками. В августе 2018 г. инспекция доначислила ей 10,2 млн руб. налога на прибыль и НДС. Инспектора не стали учитывать при расчете налога на прибыль понесенные предприятием расходы – 30,3 млн руб.

, потраченные на закупку древесины, а также отказали ему в вычетах по НДС. Они утверждали, что компания закупала древесину у фирмы-однодневки, через которую обналичивала деньги и переводила их связанным с ней структурам.

Кассационная инстанция согласилась, что компания не может претендовать на вычеты по НДС, но не поддержала доначисление налога на прибыль, поскольку компания действительно закупала лес.

Статья 54.1 не запрещает проводить налоговую реконструкцию.

По Конституции доначисленный налог должен быть экономически обоснован, сумма не может быть произвольно рассчитана и превышать установленную законом, перечислил суд.

Так как компания действительно закупала сырье и поставляла товар, то ее расходы должны быть учтены при расчете налога на прибыль, решил суд и отправил дело на новое рассмотрение.

Похожее решение вынес Арбитражный суд Кемеровской области в споре налоговиков и Сибирской инжиниринговой торговой компании. Инспектора доначислили предприятию 6,4 млн руб. налогов, штрафов и пени. Компания с претензиями согласилась, но оспаривала сумму доначислений.

Предприятие закупало оборудование и детали к нему, но с одним из поставщиков часть сделки не была оформлена, а товары оплачивались наличными.

И хотя компания понесла расходы, налоговики отказывались их учитывать при расчете налога на прибыль и проводить налоговую реконструкцию, сославшись в том числе на письмо Минфина.

Суд с налоговиками не согласился – необоснованное получение бизнесом налоговой выгоды не снимает с чиновников обязанности определять, сколько компания действительно должна выплатить налогов.

Отказывать учитывать все расходы по оспоренной сделке – значит фактически накладывать дополнительные санкции на бизнес, решил суд. Проанализировав ст. 54.

1, он указал, что у налоговиков остается обязанность, а у компании – право учесть реальные расходы при расчете налога.

Суды пересматривают дела в пользу бизнеса, радуется партнер ФБК Галина Акчурина: статья 54.1 не ввела новые правила, а лишь закрепила уже выработанные правовые подходы, которые предусматривают налоговую реконструкцию.

Пока судебная практика, скорее всего, останется неоднозначной, полагает старший юрист фирмы «Щекин и партнеры» Евгения Миронова: письма Минфина и ФНС никогда не были для судов строгими ориентирами.

Судебные разночтения – нормальный процесс, констатирует Артюх, но долго сохраняться такая неопределенность не может, нужны разъяснения и четкая позиция Верховного суда.

Может измениться и позиция самой ФНС – после прихода нового замруководителя службы по судебной практике, бывшего судьи ВАС Виктора Бациева, рассчитывает Миронова. Как раз при Бациеве президиум ВАСа по делу молочного завода «Сыктывкарский» потребовал учитывать реально понесенные компанией расходы при доначислении ей налогов.

Представитель Сибирской инжиниринговой торговой компании отказался от комментариев, с «Сива лесом» связаться не удалось. Представитель Минфина отказался комментировать судебные решения, а представитель ФНС не ответил на запрос «Ведомостей».

Налоговые споры в суде

По разногласиям, возникшим в вопросах уплаты налогов, в России можно инициировать спор в суде. Законодательной базой для этого служит Кодекс административного судопроизводства (глава 21). Не следует бояться доказывать в споре свою правоту, даже если ответчиком будет налоговая служба.

Грамотно составить претензию, иск или другой документ, который сослужит вам хорошую службу в доказательстве правильности ваших действий, будет сложно. Суды с налоговой требуют тщательной подготовки и досконального знания закона. Поэтому лучше всего обратиться к юристам.

На нашем сервисе можно заказать услугу у профессионалов — сертифицированных юристов. При этом вы сами выберете специалиста и укажете размер оплаты, которую сможете потратить на столь важное дело. Деньги поступят исполнителю только после оказания услуги. Кроме того, вам не придется тратить много времени на поиски профессионала — просто опишите свою проблему и дождитесь предложений.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно: оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 86 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Когда возникают налоговые споры

В налоговой инспекции тоже работают люди, которые могут ошибаться — поэтому не всегда их решение оказывается правильным, и это можно доказать в судебном споре. Иногда возникает ситуация, в которой человека или организацию наказывают незаконно. Тогда составленные правовые акты и решения будут недействительны.

Гражданин (организация) может в споре опровергнуть решение налоговой инспекции, если ее действие (бездействие):

  • не отвечают требованиям закона или других нормативных актов и приводят к нарушению экономических и предпринимательских прав;
  • возлагают на фигуранта обязанности на незаконных основаниях;
  • ограничивают или препятствуют осуществлению предпринимательской, экономической деятельности.

Физическое или юридическое лицо вправе написать исковое заявление и подать в суд для защиты своих прав и интересов. Если оно сможет доказать свою правоту в процессе спора, то правовые акты, решения и действия будут признаны недействительными.

Например, акты проверок, где налоговая нашла нарушения, могут превратиться в документы, доказывающие правоту истца. Согласно статье 138 НК РФ, акты налоговых органов и должностных лиц можно обжаловать как в вышестоящем налоговом органе, так и в судебном споре.

Срок подачи заявления — три месяца с того момента, когда гражданин или организация узнали о том, что их права и законные интересы нарушены налоговой инспекцией. Суд должен рассмотреть дело опять-таки в течение трех месяцев со дня поступления иска в судебный орган.

В этот срок включено время на подготовку к разбирательству, в некоторых случаях его могут продлить — например, при споре по делу повышенной сложности или при ходатайстве самого судьи. Срок подачи иска могут продлить по уважительным причинам, а также восстановить (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Что сделать перед подачей иска в суд

Иск по административному делу против налоговой вправе подать граждане, в отношении которых применен нормативный акт и которые считают эту меру несправедливой. Но первым действием до начала спора должна стать подача претензии в отделение налоговой инспекции. Без попытки решить дело мирным путем выиграть его в судебном споре вряд ли получится.

В претензии должно быть указано следующее:

  • полное наименование и адрес отделения ИФНС, которое, по вашему мнению, нарушило ваши права;
  • номер и название нарушенного закона;
  • информация о человеке (организации), который подает претензию (ФИО, адрес, статус и пр.);
  • основания для подачи претензии (описание случая, действий);
  • ваши требования (каких результатов вы добиваетесь);
  • способ получения ответа (по почте, по интернету, в личном кабинете пользователя на сайте службы);
  • дата и подпись.

Обязательно нужно указать ссылки на законодательство — номер статьи, пункт, правильное название закона, на основании которого вы действуете. В этом вопросе неоценимую помощь могут оказать юристы — ведь вы сами, как бы ответственно ни подходили к делу, всех нюансов все равно не знаете.

В течение месяца налоговая инспекция должна дать официальный ответ. Но если его нет или он вас не устроил, идите к своему юристу и пишите исковое заявление. Если вы обращаетесь как физическое лицо, нужно идти в суд общей юрисдикции, если предприниматель (компания) — в арбитражный.

Отправка иска в личном кабинете будет зафиксирована на сайте. Если же иск подается в письменном виде, нужно два экземпляра — секретарь должен поставить штамп с исходящим номером на второй.

Если посылаете по почте, вложите эти два экземпляра в конверт, отправьте заказным письмом и обязательно сохраните чек. Вдруг письмо не дойдет до адресата (такое тоже бывает) — у вас останется доказательство того, что иск был отправлен.

Подача искового заявления в суд

Как и в любом другом деле, исковое заявление составляется индивидуально в каждом конкретном случае. Дело может касаться несправедливого назначения пени, возврата налога, отказа в предоставлении льгот и прочих вопросов. Пункты, изложенные в иске, должны быть подкреплены пунктами закона.

Однако любое заявление в суд должно содержать следующую информацию:

  • полное наименование судебного органа (с его адресом);
  • точные данные фигуранта, подающего иск (ФИО с расшифровкой, наименование компании, адрес, номер телефона);
  • суть вопроса и описание обстоятельств, в которых были нарушены права;
  • разъяснение нарушений с указанием пунктов закона;
  • требование о возмещении ущерба (морального, материального) к ответчику;
  • перечень документов, приложенных к иску;
  • дату и подпись.

Истец, пострадавший в результате действий налоговой инспекции, имеет право в споре требовать приостановления этих действий. Например, он может ходатайствовать о том, чтобы решение, вынесенное ФНС о незаконном штрафе, было приостановлено. Так всегда и происходит.

Документы, приложенные к заявлению, нужно пронумеровать. Это будут не оригиналы, а копии, заверенные вашей подписью с расшифровкой и словами «Копия верна». Всего экземпляров заявления должно быть столько, сколько в деле участников.

Например, если акт о проверке, составленный налоговой инспекцией, касается не только вас, но и вашего партнера по бизнесу, то иска для спора нужно уже четыре: для вас, партнера, налоговой и суда.

К заявлению должны быть приложены: копия решения ИФНС, копия претензии к ней, доказательства отправки претензии, квитанция об оплате государственной пошлины.

Кроме этих, могут быть и другие документы — в каждом конкретном случае разные. Если иск составляет ИП или организация, нужна также выписка из Росреестра с номером налогоплательщика и другими данными.

Читайте также:  Банкротство банка

Что еще нужно знать о налоговых спорах в суде

Заявление для законного спора о признании нормативного акта налоговой недействительным можно подать в течение всего времени действия этого акта (п. 6 ст. 208 КАС РФ). Вопросы о признании недействительными нормативных правовых актов в спорах и действий сотрудников налоговой инспекции изложены в главе 24 АПК РФ.

Судебное производство возбуждают на основе заявления истца. После арбитражного суда первой инстанции решение может быть обжаловано в течение одного месяца в суде апелляционной инстанции. Далее судебные споры будут идти в порядке, предусмотренном законом: кассационная жалоба, пересмотр дела в порядке надзора в Верховном Суде.

Административные дела по пересмотру нормативных актов ведут только лица, имеющие юридическое образование — то есть не сами граждане, а их представители, в соответствии со статьей 55 КАС РФ. О том, как составить иск и с чего начинать при подаче в суд на налоговую, можно почитать в еще одной нашей статье.

  • Источники:
  • Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов
  • Порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов

Налоговые споры и особенности их решения

Требования налогового
законодательства в России постоянно растут. Позиция фискальных органов по
отношению к налогоплательщикам, по мнению экспертов, становится все более
жесткой.

В такой ситуации участие в налоговых спорах усложняется и требует особого внимания со стороны самих плательщиков и юристов, защищающих их интересы.

Налоговые адвокаты адвокатской конторы «Магнат» из Екатеринбурга обладают необходимыми знаниями, профессиональной подготовкой и большим опытом работы в данной сфере.

Это дает возможность проводить грамотный анализ, предлагать оптимальную стратегию досудебного урегулирования и защиты в суде.

Буква закона

Под налоговым спорам в
отечественном праве понимается юридический спор, который возникает между
участниками фискальных отношений и государственным органом, относится к
вопросам начисления и уплаты налогов.

Споры данного типа обладают
соответствующими признаками.

  • Они
    вытекают из властных правоотношений, в процессе которых устанавливаются,
    вводятся, взимаются налоги и сборы в стране; и отношений, включающих контроль и
    обжалование действий и правовых актов фискальных служб.
  • В
    них участвует две стороны: орган налогового или таможенного контроля и
    налогоплательщик (физлицо или предприятие) либо другое лицо, обязанное
    исчислять и платить налоги (банки, другие кредитные организации).
  • Участники
    спора неравны в юридическом плане, поскольку одной стороной всегда является
    государственный орган.
  • Такие
    споры решаются в форме, которая строго определена законом: как досудебный или
    судебный конфликт.

Налоговые споры и их причины

Эксперты в области налогового
законодательства полагают, что основная причина возникновения подобных
конфликтов заключается в постоянном развитии фискального права. Появление новых
правовых актов нередко приводит к двусмысленности, неопределенности в вопросах
начисления налогов и сборов. Возникают противоречия между нормами отдельных законодательных
актов.

Результатом становится большое
число обращений компаний и граждан в суды для разрешения разногласий.

Наиболее часто в российской
практике встречаются налоговые споры, связанные

  • с
    незаконностью нормативных документов в этой области;
  • с
    незаконностью актов фискальных служб, а также действия или бездействия
    должностных лиц;
  • о
    взыскании санкций и платежей обязательного характера;
  • о
    возврате из бюджета платежей, которые были взысканы излишне или заплачены
    плательщиками излишне;
  • о
    возмещении убытков, которые были причинены физлицам или организациям в
    результате незаконных решений налоговиков или действий либо бездействий их
    должностных лиц.

Виды фискальных
споров

Конфликты в данной сфере можно
классифицировать по нескольким параметрам.

  • Сторона
    инициатор. Это может быть либо налогоплательщик, либо налоговый или таможенный
    орган, либо другие лица, которые вовлечены в правоотношения фискального
    характера.
  • Предмет
    обжалования. В этом плане принято деление конфликтов на связанные с исполнением
    налоговых обязательств и относящиеся к восстановлению прав, которые были
    нарушены незаконными действиями госструктур.
  • Содержание
    требований: взыскание санкций, недействительность решений фискальных служб,
    возмещение убытков, причиненных незаконные действиями либо бездействиями
    должностного лица.
  • Порядок
    рассмотрения может быть досудебным или судебным.

Порядок
рассмотрения

Как было сказано выше, для споров в
этой области действует строго определенный законодательством порядок
рассмотрения. После того, как первого января 2014 года в силу вступил ФЗ номер
153, которым внесены поправки в первую часть НК РФ, все налоговые споры должны
обязательно проходить стадию досудебного урегулирования.

Согласно поправкам в таком
урегулировании, которые начали действовать со второго июня 2016-го (ФЗ-130),
плательщики могут в большей степени влиять на решения налоговиков, которые
обжалуются. Это привело к сокращению количества обращений плательщиков в суд.

Если же на досудебной стадии
решение не удовлетворяет налогоплательщика, он имеет право обратиться в суд.

Что такое
досудебное урегулирование?

Под досудебным урегулированием
понимается процедура, при которой обращения и жалобы в отношении действий или
бездействий налоговиков рассматриваются в самом ведомстве – сотрудниками
вышестоящих инстанций.

Подать такое обращение или жалобу
гражданин или организация могут в соответствии со статьями 137 и 138 НК РФ. Данные
вопросы также отражены в Приказе ФНС номер № ММВ-7-9/78@, принятом 13 февраля
2013-го и в Постановлении Пленума ВАС за номером 57; а также в Информации ФНС,
где разъясняется порядок досудебного урегулирования таких конфликтов.

Данный механизм позволяет

  • заявить
    о своем несогласии с результатами фискальных проверок;
  • возразить
    против решения налоговиков, касающегося выявления нарушений законодательства;
  • обжаловать
    решение ФНС, которое вступило или нет в силу;
  • подать
    жалобу на действия или бездействия налоговиков.

Как показывает практика, механизм
урегулирования конфликтов в досудебном порядке эффективен, когда требуется
решить вопрос с приостановкой операций по счетам лица или компании; в
ситуациях, когда налоговики обязывают плательщика заплатить налог, штраф, пени.
Данный способ решения споров помогает решить проблему и во многих других
случаях, когда налогоплательщику необходимо как можно быстрее отреагировать на решения
ФНС.

В результате досудебного
урегулирования налоговый орган может вынести решение

  • отменить
    предыдущее решение, которым доначислен налог и санкции за неуплату налога;
  • отказаться
    привлекать плательщика к ответственности;
  • признать,
    что действия или бездействия фискальной службы были неправомерны, а также
    принять меры, чтобы устранить их последствия.

Порядок обжалования

Последовательность, в которой можно
обжаловать решения налоговиков, описана в статье 139 НК РФ.

  • На
    первом этапе необходимо подготовить документ: жалобу, апелляционную жалобу,
    обращение.
  • Затем
    требуется подать его в фискальный орган, расположенный в месте, где
    зарегистрирован плательщик. Сделать это можно, используя интернет или почту,
    либо лично придя в офис госоргана.
  • При
    желании лицо или компания, подавшие жалобу либо обращение, имеют право принять
    участие в процессе их рассмотрения.
  • После
    того, как налоговый орган вынес решение, налогоплательщик может согласиться с
    ним или обратиться в суд.

Плюсы и минусы
урегулирования налоговых споров в досудебном порядке

Механизм досудебного урегулирования
налоговых споров
дает ряд существенных преимуществ.

Первое – сравнительно
небольшой срок рассмотрения обращения или жалобы: в статье 140 НК он
определяется в один месяц с момента, как она была получена.

Другие жалобы
должны быть рассмотрены в течение пятнадцати рабочих дней. Возможно продление
этого периода руководителем фискального органа, максимум на месяц или 15 дней.

Второй плюс – отсутствие госпошлины
и других расходов для того, кто подает заявление.

И третий – при подаче жалобы
или обращения у плательщика есть право приостановки исполнения решений
налоговиков до момента, пока по ним не будет вынесено решение.

В этом случае
сам плательщик должен выступить с инициативой и предоставить подтверждение
своего намерения в виде банковской гарантии (НК, статья 138).

Однако существуют и недостатки
данного механизма. К ним относятся невозможность отказа от применения
досудебного урегулирования, временные затраты, невысокий процент решений
фискальной службы в пользу плательщиков.  

Оспаривание в суде

Статья 138 НК дает всем гражданам и юрлицам России право обжаловать акты фискальных служб в судах.

Вопросы судебного разбирательства таких споров также рассматриваются в других нормативных документах: положениях АПК, законах и подзаконных актах, регулирующих предмет налогового спора.

Кроме того, участникам таким конфликтов рекомендуется ориентироваться на правовые позиции, которые излагаются Верховным и Конституционным судами страны в их судебных актах.

В числе причин, по которым
налогоплательщики чаще всего обращаются к помощи суда, эксперты называют
следующие.

  • Акт
    налогового органа или таможенного не отвечает закону или другому акту
    нормативно-правового характера.
  • Фискальные
    инстанции своими действиями нарушили права и интересы плательщиков в их работе.
  • Налоговики
    возложили на лицо или организацию обязанности, противоречащие закону.
  • Фискальные
    службы искусственно создали препоны для нормального ведения бизнеса.

Процесс судебного разбирательства состоит из нескольких этапов.

  • Сначала
    заявителю необходимо получить решение ФНС по итогам досудебного урегулирования
    разногласий.
  • Затем
    требуется подготовить заявление и подать в арбитраж. Сделать это, как указано в
    АПК РФ, можно на протяжении трех месяцев с момента, как заявитель узнал, что
    его права нарушены.
  • Далее
    налогоплательщик или его адвокат как представитель должны принять участие в
    рассмотрении дела в суде. Это в большинстве случаев занимает около трех
    месяцев, но возможно продление срока до полугода.
  • Завершающая
    стадия – вынесение решения судом и его выдача истцу.

Важной особенностью судебного
рассмотрения налоговых споров является обязанность именно фискального органа
доказывать, что его действия были законными. При этом у заявителя есть право
обратиться к судье с ходатайством о приостановке выполнения решения налоговиков
без предоставления банковской гарантии.

При обращении в суд
налогоплательщику приходится понести определенные финансовые затраты: оплатить
судебный сбор и издержки.

В результате разбирательства суд
может отметить решение налоговиков (частично или целиком), признать незаконными
действия или бездействия фискальной службы, обязать налоговый орган предпринять
определенные действия.

Данные статистики

В большинстве случаев в нашей
стране инициаторами налоговых споров становятся фискальные органы. Как
свидетельствует статистика, в России первое место среди налоговых споров
занимают дела, связанные с взысканием обязательных платежей и санкций.

Читайте также:  Отсудить штраф ГИБДД. Признание незаконным штраф ГИБДД - помощь юриста

Значительная доля приходится на
конфликты, относящиеся к неуплате налогов контрагентами, местонахождения
которых неизвестно. Довольно много споров связано с дроблением бизнеса и
операциями трансграничного характера.

По данным за 2016-2017 годы требования налоговиков судами были удовлетворены в одной третьей части споров. Только за первую половину 2017 года общий объем претензий в отношении фискальных органов достиг более трех миллиардов рублей. Судами было решено взыскать лишь 230 миллионов.

Профессиональная помощь адвоката / юриста

Помощь специалиста, хорошо
разбирающегося в налоговом праве, будет полезной уже на этапе досудебного
урегулирования спора.

Если же решение фискального органа
на досудебной стадии не принесло плательщику желаемого результата, и он решает
обратиться в суд, важно грамотно подготовиться. По мнению опытных налоговых
адвокатов,
самое главное – разработать позицию защиты, которая позволит
получить решение суда в пользу заявителя.

Для этого проводится экспертиза
решения налоговиков, которое предстоит оспаривать. Юристы выясняют, были ли
этим актом реально нарушены права клиента, и какие именно. Это позволяет
понять, насколько высоки шансы успешно урегулировать спор в суде. Далеко не все
конфликты имеют такую перспективу для налогоплательщика.

Участие опытного адвоката конторы
«Магнат» дает возможность на этом этапе

  • определиться,
    стоит ли обращаться в суд: тратить деньги и время;
  • добиться
    запрета на принудительное взыскание и наложение ареста на имущество клиента до
    вынесения решения судом.

Обращайтесь за консультацией к специалистам конторы «Магнат» по телефону (343) 287-33-75 , чтобы получить квалифицированные ответы на свои вопросы.

 156 Просмотров сегодня

Порядок разрешения налоговых споров: судебное урегулирование налоговых споров, особенности, этапы

Между физическими, юридическими лицами и государственными органами возникают споры, которые касаются налогов. Как правило, свои интересы приходится отстаивать предпринимателям и коммерческим компаниям. Такие ситуации принято называть налоговыми спорами (НС).

Порядок разрешения налоговых споров регулируется законодательством. Уладить конфликт можно в судебном и досудебном порядке, однако конфликты по поводу начисления налогов связаны для одной из сторон с трудностями. Ведь фактически спор идет между гражданином, организацией и государством.

Особенности налоговых конфликтов

Российское налоговое законодательство определяет НС как конфликт между налогоплательщиком и государственным органом.

Под налогоплательщиком понимают как отдельного человека, так и организацию, коммерческую и некоммерческую компанию.

Нарушение прав при этом может быть реальным или предполагаемым, однако данная категория споров обязательно затрагивает вопросы правильности налоговых расчетов и выплат.

Основанием для спора могут также служить действия официальных лиц, которые затрагивают интересы налогоплательщика. Как правило, речь идет о сотрудниках налоговой инспекции. Закон предлагает разрешить такой конфликт в административном или судебном порядке.

Главная особенность разрешения налоговых споров, как мы уже упоминали, заключается в том, что одной из сторон конфликта всегда выступает государство: ФНС. Налоговый орган представляет интересы государства, что усложняет дело. Поэтому такими спорами занимаются квалифицированные юристы, хорошо знакомые с налоговым правом и смежными областями.

Административный порядок разрешения налогового спора

Если у вас возникли сомнения в правильности действий чиновников, и вы уверены, что налоговые инспекторы незаконно оштрафовали предприятие, не спешите подавать иск в суд. Обратитесь к опытному юристу или юридической фирме, которая разрешит конфликт в досудебном порядке.

Во-первых, большинство споров решаются мирно, не доходя до суда. Во-вторых, такая стратегия действий более экономичная с точки зрения финансовых и временных трат. И только если уладить дело миром никак не получится, стоит задуматься об обращении в суд.

Некоторые виды конфликтов позволяют сторонам самостоятельно выбирать стратегию действий. То есть вы можете самостоятельно решать, какой порядок решения конфликта предпочесть. Однако существуют виды споров, которые требуют, чтобы истец сначала попытался уладить дело в административном порядке. Без этого закон не позволяет обратиться в суд.

Итак, административный или досудебный порядок действий предполагает, что вы обратитесь в вышестоящую инстанцию с жалобой или заявлением. Тогда как судебное урегулирование налоговых споров требует, чтобы вы защищали свои права и интересы в суде.

Когда необходимо решить вопрос в досудебном порядке

Если предмет конфликта – решение налоговой инспекции по итогам проверки, закон требует, чтобы стороны сначала попытались решить конфликт в досудебном порядке.

И только если это не получилось, нужно обращаться в суд.

В случае, если вы желаете оспорить результаты камеральной или выездной проверки, суд не станет рассматривать иск без доказательств, что предварительно вы пытались решить дело административным путем.

Другими словами, когда предметом спора выступают итоги проверки, сначала следует обратиться в вышестоящий орган с жалобой. При этом жалоба может быть обычной и апелляционной, между этими двумя видами документов есть большая разница.

Апелляционную жалобу подают, чтобы оспорить решение о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за правонарушение.

Речь, конечно, о решении, вынесенном налоговым органом по итогам проверки. Апелляционную жалобу можно направить в вышестоящую инстанцию, если решение еще не успело вступить в силу.

Обычная жалоба – это обращение, которое обжалует вступивший в силу ненормативный акт.

Закон предусматривает и другие случаи, когда сначала следует попытаться решить проблему административным путем, а только затем – подавать иск в суд. Например, это относится к спорам, связанным с обжалованием ненормативных налоговых актов, действий чиновников или невыполнения ими обязанностей.

В административном порядке решают такие конфликты между налогоплательщиками и инспекторами, как несогласие с наложенным штрафом, взысканием, приостановление чиновниками операций по счетам. Если сотрудники инспекции отказывают в налоговых вычетах, этот вопрос также проще всего решить без обращения в суд.

Преимущества досудебного решения налоговых споров

Большинство конфликтов, затрагивающих налоговое право, решают в административном порядке. Даже в этом случае не будет лишним проконсультироваться с юристами и поручить им вести дело. Досудебное урегулирование конфликта – оптимальный вариант, обладающий множеством преимуществ:

  • Короткие сроки рассмотрения жалобы. Вышестоящий орган, куда вы можете подать жалобу, будет обязан рассмотреть ваше заявление в течение нескольких дней или недель, тогда как судебная тяжба может длиться годами.
  • Отсутствие государственной пошлины и судебных сборов. Решение вопроса в судебном порядке всегда обходится дороже с финансовой точки зрения. Потому что при обращении в суд нужно сначала заплатить пошлину. Расходы на юридическое представительство в суде выше, чем за консультации и сопровождение в разрешение споров в административном порядке.
  • Простота оформления бумаг. Составить обычную или апелляционную жалобу достаточно просто, тогда как исковое заявление – задача для опытного профессионала. К тому же для суда придется собрать доказательства собственной позиции.

Рассмотрев вашу жалобу, вышестоящий налоговый орган может оставить ее без удовлетворения или вынести решение в вашу пользу. В таком случае вышестоящая инстанция имеет право отменить ненормативный акт или решение. Причем решение налогового органа могут отменить как полностью, так и частично. Также чиновники могут вынести новое решение, признать действия налоговых органов незаконными.

Но вовсе не обязательно конфликт получится урегулировать административным путем. Если решение вышестоящей инстанции вас не устраивает, вы можете составить исковое заявление в арбитражный суд. Его рассмотрят по общим правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом.

Когда можно обратиться в суд

Подать иск против налоговой инспекции имеет право любое физическое или юридическое лицо, несогласное с ненормативными актами, действиями или решениями чиновников. Если налоговая инспекция неправомерно создает препятствия для предпринимательской деятельности, это тоже может стать предметом иска.

Сроки подачи искового заявления ограничены. У вас есть 3 месяца с момента, когда стало известно о нарушении прав и интересов. По истечении этого периода арбитражный суд не примет иск.

В свою очередь, арбитражный суд должен рассмотреть заявление в течение 3 месяцев после подачи иска, и не просто рассмотреть, но и вынести определенное решение. Может оказаться, что решение суда первой инстанции не устроит одну из сторон.

Тогда она может обжаловать его в апелляционном суде.

Этапы судебного урегулирования налоговых споров

  • Получение письменной копии решения вышестоящей инстанции, в которую вы обращались с жалобой.
  • Составление иска и его подача в арбитражный суд вместе с доказательствами.
  • Рассмотрение дела судом и вынесение решение, выдача его на руки обеим сторонам конфликта.
  • Обращение в апелляционный суд, если результаты не устраивают одну из сторон.

Особенности урегулирования налогового спора в суде

У рассмотрения дела в суде есть существенное преимущество: беспристрастный взгляд на ситуацию и доводы сторон. Вышестоящая инстанция, так или иначе, не нейтральная сторона конфликта, поэтому ее решения могут быть ангажированными. И если это действительно так, обращение в суд повышает шансы налогоплательщика восстановить справедливость.

Но важно понимать и принципы, по которым проходит рассмотрение дел арбитражным судом. По сути судебный орган будет работать с теми документами и доказательствами, которые ему предоставят стороны. Он изучит спорное решение или акт налоговой инспекции, проверит доказательства. Случается, что вердикт суда при этом полностью противоположен тому, который вынесли налоговые сотрудники.

Перед обращением в суд обязательно стоит проконсультироваться с юристом. Составление иска тоже стоит доверить профессионалу, потому что он должен на 100% соответствовать нормам арбитражного законодательства. Не меньшее внимание следует уделить документам, которые прилагаются к исковому заявлению.

К иску следует приложить бумаги, которые обосновывают вашу позицию, все необходимые доказательства, а также документы, без которых исковому заявлению не дадут хода.

Это квитанция, подтверждающая факт оплаты пошлины за рассмотрения дела в арбитражном суде, доверенность или договор, которые подтверждают полномочия юриста по представлению интересов налогоплательщика.

К этой же категории принадлежит свидетельство о регистрации в качестве юридического лица и выписка из реестра со сведениями об истце и ответчике.

При обращении в суд обязательно нужно подтвердить, что вы направили другим участникам дела копию иска. Наконец, к исковому заявлению прилагают бумаги, подтверждающие, что ранее вы пытались решить конфликт в административном порядке.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *