Помощь в признание нуждающимися семьи в улучшении жилищных условий через суд

Приобретение собственного жилья или улучшение уже существующих жилищных условий не каждой семье и не каждому гражданину оказывается по карману. При этом рассчитывать на материальную помощь со стороны государства могут только те граждане, которые попадают под определенные льготные категории.

Согласно Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на жилище, а также не может быть его лишен в произвольном порядке.

Однако понятие жилища и права собственности на жилое помещение не является одним и тем же определением. Поэтому ссылаться на Конституцию при обращении за правом на субсидию неправомерно.

Жилищный Кодекс, как основной нормативно-правовой акт о жилых помещениях и правах на них, в полной мере не регулирует вопросы о том, кому положена материальная поддержка при улучшении условий проживания или приобретения жилого помещения.

Большая часть норм прописана в федеральных нормативно-правовых актах.

Что такое субсидия

Помощь в признание нуждающимися семьи в улучшении жилищных условий через судПонятие субсидии на улучшение жилищных условий или приобретения в собственность жилого помещения представляет собой сертификат, который предоставляется на безвозмездной основе гражданам.

Сертификат является целевым, поэтому потратить его можно строго на определенные нужды. При этом если средства были израсходованы не в полном объеме, остаток возвращается в федеральный или региональный бюджет.

На руки граждане средства не получают, только переводят их на счет продавца жилого помещения при приобретении или на счет компании, которая осуществляет строительство жилья.

Местные, областные или федеральные органы власти строго ведут учет средств, а также осуществляют контроль по их целевой трате. В случае если граждане расходуют средства не по назначению или обналичивают их мошенническим путем, то сертификат отзывается, а право на его получение утрачивается.

Кому положены субсидии

Существует ряд льготных категорий граждан, которые законно могут претендовать на помощь со стороны государства на приобретение или улучшение жилых помещений.

К таким категориям относятся:

  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • многодетные семьи;
  • молодые семьи, участвующие в региональных жилищных программах;
  • инвалиды;
  • военнослужащие и другие категории.

В целом все категории можно объединить в одну большую группу – нуждающиеся в жилом помещении или улучшении условий.

Если гражданин льготной категории не признан нуждающимся в материальной помощи со стороны государства, то он не имеет права на получение такой помощи.

Процедура признания нуждающимися

Помощь в признание нуждающимися семьи в улучшении жилищных условий через судСогласно действующему законодательству, нуждающимися могут быть признаны следующие категории граждан:

  • не имеющие в собственности жилого помещения и никто из членов семь не является собственником помещения;
  • или не являющиеся нанимателями жилого помещения, не являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения;
  • имеющие в собственности жилые помещения, которые не удовлетворяют требования по нормам, установленным для жилых помещений;
  • не являющиеся нанимателями жилья по договору соцнайма;
  • являющиеся нанимателями по договору соцнайма или собственниками такого помещения, где на каждого члена семьи приходится меньше установленной нормы квадратов жилья;
  • являющиеся нанимателями по договору соцнайма помещения или собственником такого помещения, в котором проживает несколько семей, один из членов семьи которой тяжелобольной с хроническим заболеванием, при котором совместное проживание с ним невозможно. При этом семья не должна иметь другого помещения, занимаемого по договору соцнайма или на праве собственности.

Нормы допускают ситуации, когда у нескольких членов семьи есть в собственности жилые помещения.

В этом случае для расчета нормы жилого помещения на человека учитывается суммарная площадь всей собственности.

Пример расчета

Например, семья состоит из 4 человек, при этом у одного из них есть в собственности комната, площадь которой  составляет 9 квадратных метров, а у другого – 12 квадратных метров. Суммарно – 21 квадратный метр.

Этой площади не хватает на 4 членов семьи, поэтому семья может быть признана нуждающейся.

Норматив жилого помещения на человека установлен в размере 12 кв. м. Все семьи льготных категорий, которые не располагают такой площадью на каждого члена семьи, признаются нуждающимися.

При этом для отдельных категорий нуждающихся граждан учетная норма площади может быть увеличена, например для ветеранов — 18 кв.м.

Как получить статус нуждающихся в 2021 году

Для того чтобы претендовать на субсидирование, необходимо обратиться в местную Администрацию для написания заявления и подачи пакета документов. На основании этих документов жилищная комиссия при уполномоченном местном органе власти выносит решение о том, может ли гражданин или семья считаться нуждающимися.

При этом не исключены варианты, когда представители местных органов власти фактически выезжают на место для ознакомления с условиями проживания перед вынесением решения.

Если гражданин рассчитывает на субсидировании из-за ветхого или аварийного жилья, то для оценки качества жилого помещения обязательно выезжают специалисты. Составленный ими протокол может быть обжалован в судебном порядке с привлечением независимых экспертов.

Размер материальной помощи устанавливается для каждой категории граждан отдельно.

Однако есть установленные нормы, на которые опираются федеральные и региональные органы власти при установлении размера субсидирования.

Нормативы выделения средств

Помощь в признание нуждающимися семьи в улучшении жилищных условий через судТак, при улучшении жилищных условий учитываются уже существующие условия для проживания и категория льготности у граждан.

Например, военнослужащим положены выделения средств из расчета:

  • 33 квадратных метров на семью из одного человека;
  • 42 квадратных метра на двух человек;
  • по 18 квадратных метров на семью, состоящую из трех и более человек.

В случае с ветеранами ВОВ норматив применяется из расчета – 33 квадратных метра, поскольку сертификат выдается строго на самого ветерана, а не на всю его семью.

Программы жилья для молодых семей в каждом регионе свои, однако и они соответствуют нормам – на каждого члена семьи не должно приходиться менее установленной жилищной нормы.

Что влияет на сумму сертификата

Помимо нормативов и количества членов семьи, на размер сертификата влияет категория льготности. Например, федеральные льготники обычно получают материальную поддержку большего объема, чем региональные. Связано это с распределением бюджета и имеющихся на балансе жилищных фондов средств.

Кроме того, на размер государственных дотаций влияет и стоимость одного квадратного метра жилой площади в конкретном регионе.

Ознакомиться с действующими жилищными программами можно непосредственно в местной Администрации или отделение Жилищного фонда по месту жительства, а также из официальных источников.

Документы для получения сертификатов

  • Помощь в признание нуждающимися семьи в улучшении жилищных условий через судСубсидии на улучшение жилищных условий предоставляются только по требованию, носят заявительный характер.
  • Если гражданин или семья самостоятельно не обратятся за получением сертификата, то уведомлять их о возможности органы власти не обязаны.
  • При составлении заявления необходимо приложить следующие документы:
  • документы, удостоверяющие личность всех членов семьи (для детей до 14 лет – свидетельства о рождении, для лиц старше 14 лет – паспорта граждан РФ);
  • выписки из похозяйственных или домовых книг за последние несколько лет (обычно не менее 5 лет);
  • выписки с лицевых счетов всех совершеннолетних членов семьи;
  • правоустанавливающие документы на имеющиеся в собственности жилые помещения или документы, подтверждающие отсутствие собственности;
  • документы, подтверждающие право на получение сертификата.

В последнем случае все индивидуально. Так, молодым семьям необходимо предоставить копию свидетельства о браке, ветеранам ВОВ – удостоверение ветерана ВОВ, малоимущим – справки о доходах.

С актуальным перечнем документов, необходимых для постановки на учет на получение средств, можно ознакомиться в местной Администрации по месту жительства.

Порядок получения сертификата

Для получения сертификата на улучшение жилищных условий необходимо пройти несколько этапов:

  1. Сбор документов для предоставления материальной государственной помощи. Все выписки и прочие документы должны быть актуальными на момент сдачи пакета документов. Так, справка о составе семьи является действительной в течение одного календарного месяца, а справки о доходах должны быть составлены последним календарным месяцев перед сдачей. Например, если документы сдаются в апреле, то справка о доходах должна заканчиваться мартом.
  2. Сдача документов в уполномоченные органы. На этом этапе составляется заявление, а также назначается дата осмотра специалистами жилья на предмет условий проживания если это необходимо.
  3. Постановка в очередь на получение средств и присвоение номера в очереди. При этом существует, как правило, две очереди на сертификат – всероссийская, если речь идет о федеральном финансировании, и региональная – для каждого региона своя.
  4. Получение сертификата и его реализация по целевому назначению. На этом этапе граждане получают средства и используют их в соответствии с целью выделения – на приобретение жилой площади или улучшения существующих условия проживания.
  5. Предоставление отчетности о реализации сертификата. Владельцы сертификатов должны в установленный нормативно-правовыми актами срок предоставить сведения и доказательства того, что средства были потрачены по целевому назначению.

Если речь идет о региональных выплатах, то каждый регион самостоятельно устанавливает сроки отчетов. Если же выплаты федерального назначения, то сроки по ним прописываются в федеральных нормативно-правовых актах, но контролируются региональными уполномоченными органами власти.

Очереди на получение средств

  1. Помощь в признание нуждающимися семьи в улучшении жилищных условий через судКак правило, постановка во всероссийскую очередь подразумевает присвоение порядкового номера в очереди на получение средств.
  2. При этом федеральный бюджет на каждый регион выделяет ежегодно определенную сумму, которая направляется на жилищные сертификаты.
  3. В этом случае помимо всероссийской очереди производится постановка в региональную очередь, когда средства распределяются в порядке очередности всем зарегистрированным гражданам и семьям.

Пример распределения

Например, семья военнослужащего Самарской области встала на учет в общую очередь под номером 33990. В Самарской области в очереди уже находится порядка 330 семей этой же категории. При поступлении средств в областной бюджет из федерального семья получает сертификат 331 по очереди, но при этом опережает тех, кто был зарегистрирован в общей очереди позже, но проживает в другом регионе.

Таким образом, распределение средств осуществляется максимально равномерно, но с солидными задержками.

Движение очереди отследить практически невозможно самостоятельно. Для этого необходимо обращаться в уполномоченные органы для получения актуальной информации.

Проблематика

Несмотря на то что семья или гражданин встает в очередь и претендует на материальную помощь, ее оказание не всегда осуществляется в тот же год, что и постановка в очередь. Денежных субсидий не хватает на всех нуждающихся, очередь продвигается, но медленно.

Так, региональные сертификаты выделяются быстрее, чем федеральные. Например, молодые и многодетные семьи получают средства на улучшение жилищных условий раньше, чем военнослужащие, которые, казалось бы, претендуют на средства вне очереди.

Последние изменения

В 2019 году для сотрудников Росгвардии были запланированы субсидии для улучшения жилищных условий.

Работники ВВОХРа, СОБРа и ОМОНа при переводе в федеральное подразделение Нацгвардии получат жилплощадь от государства. Здесь предусмотрены такие возможности:

  1. Предоставление готовой квартиры.
  2. Выдача субсидии для покупки жилья.
  3. Использование военной ипотеки.

Ранее такие льготы предоставлялись только военнослужащим внутренних подразделений. Сотрудники полиции ( к которым относятся указанные выше работники) таких прав не имели.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию. Подписывайтесь на наши обновления!

Как встать на очередь по улучшению жилищных условий?

Как быть признанными нуждающимися в жилье

Главная » Финансы и имущество » Пособия и льготы

Читайте также:  Установление юридического факта

Помощь в признание нуждающимися семьи в улучшении жилищных условий через суд

Повальная приватизация и изменение социальной политики в 90-х годах прошлого века навсегда закрыли возможность получить гражданам бесплатное жилье.

В списке «счастливчиков» остались незащищенные слои населения, в том числе дети-сироты и, как ни странно, депутаты, приезжающие в столицу РФ и претендующие на квартиры.

Большинству граждан быть признанными нуждающимися в жилье не светит, им остается уповать только на ипотеку или наследство.

Все лица, которые имеют право на бесплатное жилое помещение на территории России, упомянуты в ст. 51 ЖК РФ. К ним относят военных, сирот, многодетных и депутатов. Остальные, даже дети, имеющие часть от родительской квартиры в качестве участника приватизации, навсегда лишились возможности получить от государства бесплатное жилье.

Признать гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий может только специальная комиссия, но даже ее заключение не всегда решающее. Все зависит от того, есть ли квартиры на балансе административного округа или нет.

По Жилищному кодексу право на получение бесплатных квадратных метров имеют:

  • те, у кого нет никакой недвижимости в собственности, им негде жить, у них нет близких родственников, имеющих жилье;
  • наниматели по условиям соцнайма — это самая большая группа людей, которая проживает на площади меньше нормативной. Иными словами – те, у кого на 1 члена семьи приходится менее 12 кв.м., включая не только комнаты, но и подсобные помещения. Если по бумагам площадь хотя бы на 0.5 м2 больше, то ратовать за новую квартиру бесполезно;
  • люди, проживающие в домах, не отвечающих санитарным нормам — ветхое, аварийное, с отсутствием минимума коммунальных удобств и пр.;
  • больные опасными заболеваниями, с тяжелыми формами физических и психических недугов, несущих угрозу для других членов семьи или создающие невыносимые условия совместного проживания.

Анализируя список, можно твердо сказать, что 95% населения РФ остаются «за бортом».

Любая молодая семья, здоровая и имеющая родителей с жильем, никогда не будет признана нуждающейся, и вынуждена будет либо жить на съемной квартире, либо впрягаться в долговую яму в виде ипотеки.

Хотя по логике вещей – именно государство в первую очередь должно быть заинтересовано в том, чтобы создавались ячейки общества, повышалась демографическая ситуация.

Несмотря на имеющееся законодательство есть ряд нюансов, обойти которые практически невозможно. Читая закон – вроде бы человек нуждающийся, применяя поправки – нет. Итак, существенные мелочи:

  • для каждого региона РФ есть свои нормы квадратных метров на человека. По ФЗ – это 12 м2 , на такой минимум должны опираться региональные власти как на базовый;
  • если гражданин не может купить квартиру даже при помощи различных государственных субсидирований, то ему могут предложить жилье из муниципального фонда и возможностью дальнейшей приватизации;
  • если площадь меньше установленного норматива, то власти проходят по каждому жильцу, вдруг среди них тот, у кого нет прописки или на стороне есть жилье;
  • когда человек проживает в условиях, которые включают в себя несколько критериев отбора (маленькое жилье, ветхое, аварийное и т.п.), то субсидия дается только по 1 пункту;
  • статус нуждающегося нужно подтверждать ежегодно, если вдруг у претендента в новом году стала больше зарплата или он получил в наследство жилье, то его снимают с очередников.

При выделении нового жилья, претендентов рассматривают не только с точки зрения нуждаемости, но и по возрасту, полу, приобретенным болезням, инвалидности. Так, мать и сын-подросток, а равно как мать и брат с сестрой (старше 9 лет) не могут проживать в одной комнате. Им положены разные помещения.

Своя комната должна быть и у пожилого человека, а две семьи с детьми, ранее проживающие в одной малогабаритной квартире, могут рассчитывать на отдельное жилье.

Помощь в признание нуждающимися семьи в улучшении жилищных условий через суд

Военные по п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» имеют особое положение. Так лица, которые имеют выслугу более 20 лет, либо от 10 и уволенные из рядов ВС по возрасту, сокращению или инвалидности, могут быть признаны нуждающимися в жилье и получить квартиру бесплатно.

Военнослужащим, которые отвечают нужным критериям, а также членам их семей, могут выдать квартиру на основании ст. 51 ЖК РФ.

Мало пожелать иметь квартиру, отвечающую санитарным нормам или имеющую нужное количество квадратных метров. Важно убедить в этом чиновников, пройти массу бюрократических препонов и встать на очередь по улучшению жилищных условий.

Кто имеет право на бесплатные метры по ст. 51 ЖК РФ:

  • малоимущий с доходом на одного члена семьи менее прожиточного минимума по региону;
  • человек, проживающий на площади менее 12 м2 на одного;
  • семья, у которой есть родной человек, имеющий опасное для общества заболевание (психическое, туберкулез в открытой форме и пр.), не дающее нормально сосуществовать всем рядом. Перечень их можно посмотреть в приказе Минздрава России от 30.11.2012 г. № 991н.

Важно первично встать на учет и обозначить себя нуждающимся и принадлежащим к определенной категории. Под них строится жилье, расписываются квартиры, но в очень ограниченном количестве.

Необходимо написать заявление в администрацию региона, бланк дается бесплатно в секретариате, в котором указывается, где заявитель постоянно проживает и прописан. Далее по данному адресу выезжает комиссия и проводит осмотр жилого помещения.

Если комиссия «дает добро», нужно собрать папку документов:

  • паспорта всех членов семей (на детей свидетельства);
  • справку о составе семьи;
  • брачное свидетельство или копию о разводе;
  • выписку из Росреестра, что за заявителем и членами его семьи не числится недвижимости;
  • копии счетов в банке (если есть);
  • справка 2-НДФЛ (о зарплате);
  • санпаспорт помещения, если оно признано негодным к проживанию.

Иногда требуют отчет о долгах по коммунальным платежам, выписки из истории болезни, декларацию из налоговой (если заявитель ИП). В каждом регионе могут затребовать свой набор документов исходя из ситуации заявителя.

После сбора документов, подшивки решения комиссии, обследующей жилье и заключения, что человек признан нуждающимся, выдается справка. В ней пишут категорию, критерии, под которые проходит заявитель и ему присваивается номер очереди.

Получить статус нуждающегося — не значит дождаться квартиры. Чаще просителю предлагают оформить льготную субсидию или иную форму выкупа нового жилья.

В любом случае заявитель ждет годами, десятилетиями, а если за это время у него жизненная ситуация улучшается, то его с очереди снимают.

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий: статус и порядок 2021

Люди, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получают от страны возможность оформить льготы, пособия, субсидии и участвовать в ряде программ соцподдержки. Факт нуждаемости устанавливается официальным решением муниципальной власти. Сегодня рассмотрим, кто вправе получить этот статус, как его оформить и что делать дальше.

С чего начать

Помощь в признание нуждающимися семьи в улучшении жилищных условий через суд

Признание человека нуждающимся в помощи по жилищному вопросу – это определенная юридическая процедура. Ее проводят муниципальные власти: администрация/правительство на уровне города, городского района или деревни, поселка, села. Статус «нуждающихся в улучшении жилищных условий» может быть присвоен как отдельному гражданину, так и целой семье одновременно. Ключевое значение имеет, одиноко проживает человек или с семейством. Учитывается не только факт проживания людей в одном жилье, но и ведение ими общего хозяйства.

Внимание! Подавать заявку на получение статуса нуждающегося может как собственник, так и съемщик жилья. Для улучшения жилищных условий важно, имеются ли обстоятельства, перечисленные ниже, а не сам факт наличия помещений в собственности.

Статус человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий, необходим для:

  • бесплатного жилища (по договору соцнайма);
  • денежной помощи на покупку.

Возможностей достаточно много. Более вероятный вариант – получить денежную субсидию на приобретение своего жилья по сертификату, так как готового социального жилья в стране меньше, чем желающих его получить.

Какие нормативные документы регулируют порядок признания россиян нуждающимися в улучшении жилищных условий:

  • Жилищный кодекс РФ, глава 7 – здесь имеются базовые основания и критерии нуждаемости;
  • для последующего участия в госпрограмме улучшения жилья нужно ознакомиться с соответствующими федеральными актами – например, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» урегулирована Постановлением Правительства от 25 августа 2015 г. № 889;
  • региональные власти разрабатывают собственные административные регламенты, которые конкретизируют общие положения законов – например, в Новосибирске действует региональная соцпрограмма по Постановлению местного Правительства от 15.09.2014 № 352-п.

Хоть нормативно-юридическая база по регионам достаточно широка, общие моменты присвоения семье статуса нуждающейся в улучшении жилищных условий везде одинаковые:

  1. Заявитель должен принадлежать к определенной категории граждан. Это малоимущие, молодые семейства, педагоги, спасатели, инвалиды, ветераны и другие. Подробнее состав этих граждан мы разберем ниже.
  2. Условия жизни заявителя не должны соответствовать закону. Например, у жилья небольшой метраж, оно признано аварийным или в нем не соблюдаются строительные или санитарно-гигиенические нормы.

Если эти два основания присутствуют, гражданин или его семейство имеют право на улучшение жилищных условий – а значит, должны быть признаны нуждающимися.

Кто может оформить нуждаемость

Закон предусматривает достаточно широкий перечень лиц, кто имеет право на получение этого статуса и последующее улучшение жилищных условий. Полный список граждан, объединенный в каком-либо законе или постановлении, отсутствует – смотреть надо целый ряд нормативных документов.

В перечень таких граждан входят:

  • малоимущие по ст. 49 ЖК РФ;
  • молодые семьи – категория устанавливается целевой программой;
  • инвалиды – по Закону о соцзащите данных граждан № 181 от 24.11. 1995;

Юрист по улучшению жилищных условий — юридическая помощь в Москве, цены

Согласно вступившим в законную силу положениям и нормам соответствующего кодекса Российской Федерации, одним из ключевых факторов, позволяющих встать в очередь, является размер жилой площади, фактически принадлежащей одному человеку.

По закону этот размер должен быть равен пятнадцати или более квадратным метрам. Данные цифры могут различаться в зависимости от региона.

В случае обеспечения необходимым количеством квадратных метров каждого члена семьи встать в очередь на изменение жилищных условий не получится.

Например, если в 60-метровой квартире проживают четверо человек, из которых двое – отец и мать, а остальные двое – дети, то до вступления в силу изменений Жилищного кодекса ребенок, достигший возраста совершеннолетия, мог встать в очередь на изменение жилищных условий на основании отсутствия права личной собственности на конкретную квартиру. Сегодня, учитывая тот факт, что на каждого члена семьи приходится 15 квадратных метров, совершеннолетний сын или дочь квартиросъемщика не смогут претендовать на выделение жилья.

Аналогичным образом регулируется порядок постановки на очередь при расторжении брака между супругами.

Если у супругов имеется общая квартира площадью от 30-ти квадратных метров и более, то улучшить жилищные условия за счет государства не получится.

В случае совместного проживания матери и сына в одной комнате данное правило не действует. Совершеннолетний сын, проживающий вместе с матерью в однокомнатной квартире любой площади, может встать в очередь.

Обратите внимание на то, что сегодня суммируется общее количество квадратных метров, которые принадлежат на правах собственности конкретной семье в пределах одного и того же города или населенного пункта, включая квартиры и дома в собственности родственников – супруга или супруги, родителей супруга или супруги, совместных детей, других родственных лиц, проживающих на одной территории и ведущих совместное хозяйство. Например, никто из членов семьи, состоящей из трех человек, проживающих в квартире из двух комнат площадью 40 квадратных метров, не имеет право на улучшение жилищных условий, если в этом же населенном пункте один из них имеет жилой дом, квартиру или комнату, а с учетом ее площади на каждого приходится более пятнадцати квадратных метров.

Читайте также:  Взыскание дебиторки через суд

Порядок постановки совершеннолетних детей на учет

По условиям, используемым ранее, ребенок, достигший возраста совершеннолетия, мог получить отдельную квартиру, если семья состояла на учете. Таким образом, очередность разделялась не после достижения совершеннолетия, а на момент вступления в очередь родителей или опекунов ребенка.

На сегодняшний день ситуация изменилась, и разделение очередности осуществляется после достижения совершеннолетия или вступления в законный брак. Учет очереди начинается с этого момента.

Данная поправка является актуальной, если молодой человек, подающий заявление, не располагает правами собственности на любое жилье.

В случае отсутствия собственного жилья на момент подачи заявления у детей, рожденных после развода или усыновленных, они также имеют право на обеспечение достойных жилищных условий. Это правило действует, если дети не располагают квадратными метрами в квартире или доме родителей или опекунов при самостоятельной подаче документов.

До вступления в силу поправок факт достижения совершеннолетнего дееспособного возраста являлся основанием для постановки на очередь для обеспечения жилищным имуществом каждого проживающего в коммуналке или социальной квартире. На сегодняшний день дополнительно требуется наличие документов, подтверждающих наличие у заявителя менее пятнадцати квадратных метров.

Согласно современным нормативам граждане, которые вправе получить социальное жилье, также могут претендовать на выделение пространства в размере 15-20 квадратных метров на каждого человека, за исключением тех квадратных метров, которые находятся в собственности заявителя на момент подачи документов.

Например, если отец, мать и ребенок претендуют на социальную квартиру, то жилищные критерии для них составляют 45-60 квадратных метров площади. Если любой из них имеет в собственности комнату или дом площадью от 20 квадратных метров, данная семья может получить социальное жилье площадью до 25-40 квадратных метров.

Как встать в очередь на жилье?

При наличии законных прав на включение в очередь по улучшению жилищных условий, гражданину Российской Федерации необходимо выполнить ряд обязательных действий. В первую очередь требуется собрать необходимые документы и подать их сотрудникам административной власти по месту регистрации жилья.

Одновременно с документами подается заявление с просьбой об улучшении жилищных условий. Документы и заявление рассматриваются уполномоченными лицами, а заявитель получает письменный ответ. В данном ответе подтверждается факт постановки заявителя на учет и включение в список претендующих на получение улучшений с жилищными условиями.

В случае отказа, письмо должно содержать аргументированные доводы и основания отказа.

Для того чтобы избежать вероятного отказа и добиться положительного результата при обращении, необходимо сотрудничество с квалифицированным юристом. Каждый юрист Московской муниципальной коллегии адвокатов является экспертом в рассматриваемой правовой области и предлагает полный комплекс услуг клиентам. Это:

  • Первичная консультация и объективная оценка оснований на требование улучшений с жилищными условиями на момент подачи заявления.
  • Помощь в сборе документов, которые необходимы для постановки на учет и вступления в очередь на основании различных государственных программ.
  • Обжалование принятых комиссией решений в случае отказа во внесении в список кандидатов.
  • Сопровождение на этапе получения субсидий, оформления свидетельства собственника и других документов.
  • Подача официальных запросов и проведение необходимых экспертиз для подтверждения права на переселение.
  • Другие виды правовой помощи.

Своевременное обращение к юристу поможет сэкономить время и получить максимально возможный положительный результат. В компетенции юристов ММКА находятся оценка и реализация различных правовых оснований, которые оказывают непосредственное влияние на обеспечение достойных условий проживания. Запишитесь на консультацию юриста сейчас и получите ответы на любые интересующие вопросы.

Цены на дистанционные консультации

Юридическая консультация онлайн от 1 500 руб.
Письменная консультация адвоката Москвы по E-mail, ознакомление с делом, подготовка первичных обращений в гос.органы и учреждения / до 10 страниц текста 1 050 руб.

Услуги для граждан и организаций

Устная (очная) юридическая консультация дежурного адвоката с изучением документов, представленных доверителем от 2 400 руб.
Устная (очная) юридическая консультация отраслевого адвоката-специалиста с изучением документов, представленных доверителем от 4 800 руб.
Изучение адвокатом-специалистом материалов дела, представленных клиентом, судебной практики по делу, выработка правовой позиции защиты (с использованием профессиональных правовых ресурсов), вне рамок устной консультации от 1 200 руб.
Выезд дежурного адвоката к доверителю от 3 000 руб.
Подготовка первичного письменного юридического документа (заявление, жалоба, ходатайство, правовое заключение) от 7 000 руб.
Устная (очная) юридическая консультация отраслевого адвоката-специалиста без изучения документов от 2 400 руб.
Устная (очная) юридическая консультация дежурного адвоката без изучения документов от 1 200 руб.
Почасовая оплата труда адвоката-специалиста при комплексной защите прав доверителя от 2 500 руб.
Адвокатский запрос в гос.учреждения и организации 4 800 руб.

Вопросы улучшения жилищных условий

Как встать на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.

51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решение о признании семьи нуждающейся в жилых помещениях принимает орган местного самоуправления в соответствии с учетной нормой площади жилого помещения, действующей на территории данного муниципального образования.

Согласно ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.

Основания и порядок признания семьи малоимущей регулируются Законом Московской области от 22.12.

2017 № 231/2017-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» (далее — Закон Московской области).

В соответствии со ст.

49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом Московской области от 12.12.2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон).

Пунктом 1 ст. 2 Закона определено, что на учет принимаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области не менее пяти лет, нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и признанные малоимущими в соответствии с Законом Московской области.

Указанными нормативными правовыми актами органы местного самоуправления Московской области руководствуются при принятии решений, касающихся признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и ведения учета таких граждан.

Согласно ч. 1 ст. 2.1. Закона с целью принятия на учет гражданин подает заявление о принятии на учет в орган местного самоуправления по месту своего жительства или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ).

Таким образом, в целях постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданину необходимо обратиться с соответствующим заявлением в администрацию муниципального образования по месту жительства или МФЦ и представить документы, перечень которых установлен ст. 5 Закона Московской области и ст. 2.1. Закона.

Как признаться малоимущим в целях постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Малоимущими признаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области, если размер доходов и стоимости имущества гражданина либо размер среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи ниже или равен величине порогового значения доходов и стоимости имущества (п. 1 ст.

4 Закона Московской области от 22.12.

2017 № 231/2017-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» (далее-Закон).

В соответствии с п. 2 ст.

4 Закона, гражданин с целью признания его малоимущим подает заявление в орган местного самоуправления по месту своего жительства или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

С заявлением должны быть представлены документы, указанные в ст. 5 настоящего Закона (за исключением документов, которые запрашиваются органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия), а именно:

  • 1) документы, удостоверяющие личность гражданина и личность членов его семьи (паспорт или иной документ, его заменяющий), а также для малолетних членов семьи — свидетельство о рождении и документы, подтверждающие наличие у них гражданства Российской Федерации;
  • 2) документы, подтверждающие семейные отношения гражданина и членов его семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда о признании членом семьи);
  • 3) документы, содержащие сведения о месте жительства, а в случае отсутствия таких сведений в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, — выданный органом регистрационного учета граждан Российской Федерации документ, содержащий сведения о месте жительства, либо решение суда об установлении факта постоянного проживания;
  • 4) согласие на обработку персональных данных гражданина, членов его семьи;
  • 5) документы, свидетельствующие об изменении фамилии, имени, отчества (в случае, если гражданин, члены его семьи изменили фамилию, имя, отчество);
  • 6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования гражданина и членов его семьи;
  • 7) выписку из домовой книги, содержащую сведения о лицах, проживающих по месту жительства гражданина, членов его семьи;
  • 8) копию финансового лицевого счета;
  • 9) документы, содержащие сведения о расходах гражданина, членов его семьи по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в расчетном периоде;
  • 10) документы, подтверждающие доходы гражданина, членов его семьи;
  • 11) документы, подтверждающие наличие зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортных средств, за исключением автомототранспортных средств и прицепов к ним (ПТС);
  • 12) справку об отсутствии права собственности на жилые помещения, выданную органом, осуществляющим технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в котором проживал гражданин и члены семьи гражданина до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
  • 13) сведения из территориальных органов Федеральной налоговой службы о размере оплаченных налогов и сборов в расчетном периоде.
  • Порядок предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Читайте также:  Юридическая помощь при разделе имущества

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

На основании Закона Московской области от 12.12.

2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон) ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими должностными лицами.

Списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также информация о количестве жилых помещений, поступивших в муниципальный жилищный фонд, размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления Московской области, осуществляющих учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с требованиями, указанными в ч. 12, 13 ст. 2.3 Закона.

Реализация жилых помещений во вновь строящихся домах осуществляется по договорам долевого участия, а именно за счет собственных средств граждан, заключивших вышеуказанные договоры с застройщиком.

Администрация муниципального образования не является застройщиком и соответственно не получает жилые помещения в муниципальную собственность.

Таким образом обеспечение жильём граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств муниципального жилищного фонда осуществляется крайне медленно.

Сроки предоставления органами местного самоуправления жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также гражданам, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Таким образом, в случае предоставления гражданином в орган местного самоуправления документов, подтверждающих его право на внеочередное обеспечение жильем, жилое помещение по договору социального найма предоставляется вне очереди.

Действующее законодательство Российской Федерации исключает возможность применения дифференцированного подхода к решению жилищного вопроса граждан с учетом конкретных обстоятельств, не регламентированных нормативными актами. Несоблюдение установленного порядка предоставления жилья повлечет нарушение конституционных прав граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья в более ранние сроки.

Для получения необходимых консультаций по жилищному вопросу гражданину необходимо обратиться в администрацию муниципального образования по месту жительства.

Возможно ли обжаловать решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях?

На основании Закона Московской области от 12.12.

2005 № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон) ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими должностными лицами. Решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимается органом местного самоуправления в соответствии с имеющимися полномочиями.

Статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

При этом, согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.

2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, поставленные на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года могут быть сняты с указанного учета по основаниям, предусмотренным п.п.

1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 5 Закона решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть обжалованы гражданами в судебном порядке.

Согласно ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Таким образом, по вопросу несогласия с решением органа местного самоуправления о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, гражданин вправе обратиться в судебные органы.

Как приватизировать жилое помещение в общежитии?

Жилые помещения в общежитиях отнесены к специализированному жилищному фонду, который представляет собой совокупность жилых помещений государственного и муниципального жилфондов (п. 2 ч. 3 ст. 19, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такие помещения предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Соответственно, договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения (ч. 1 ст. 94, ч. 2 ст.

105 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, у значительной части граждан, проживающих в жилых помещениях в общежитиях, трудовые отношения, на основании которых им было предоставлено право проживания в общежитиях, давно утрачено.

Кто имеет право на улучшение жилищных условий по мнению Верховного суда?

14.02.2018 Количество просмотров: 1976

Крайне серьезно в стране обстоит проблема получения жилья нуждающимися гражданами. И не менее серьезно и строго государство подходит к предоставлению такого жилья и проверке граждан на соответствие требуемым критериям.

Кто может претендовать на улучшения

Согласно действующему жилищному законодательству выделяются категории граждан, имеющих право обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося :

Признание гражданина таковым происходит путем оценки его доходов и имущества, которое подлежит налогообложению, и варьируется в зависимости от субъекта РФ,

  • инвалиды,
  • ветераны войны,
  • несовершеннолетние дети и сироты,
  • герои СССР, герои РФ,
  • работники спасательных служб, служащие полиции,
  • граждане, не являющиеся нанимателями социального жилья и членами их семей;
  • граждане , не имеющие в собственности жилплощадь и не входящие в состав семьи тех, кто ее имеет;
  • граждане, не обеспеченные размером минимальной жилплощади на одного человека по норме;
  • граждане, проживающие на одной жилплощади с лицом, имеющим хроническую болезнь, которая препятствует возможности совместного проживания с ним.

Семья в широком смысле слова

Стоит разобраться, какой смысл жилищное законодательство вкладывает в понятие «член семьи» и кого к ним относит.

К членам семьи относятся лица, которые живут вместе с собственником жилого помещения:

  • супруг/супруга,
  • родители,
  • дети,
  • иные родственники,
  • иногда таковыми могут быть признаны нетрудоспособные граждане, которые вселены в квартиру самим хозяином на правах члена семьи.

Ключевую роль играет подтвержденный факт совместного проживания указанных лиц с собственником жилого помещения.

В каком случае претендовать на улучшение бессмысленно

Существуют ситуации, когда гражданину могут отказать в признании его нуждающимся:

  • если не предоставлен полный комплект документов, подтверждающих его положение и статус;
  • если гражданин преднамеренно ухудшил свои жилищные условия: продал жилплощадь или выписался накануне.

Многие совершают такие ухудшения в надежде расширить границы своей жилплощади. Практика показывает, что это не всегда срабатывает.

Верховный суд поясняет

Ситуация из практики

Андрей Иванов — майор МВД, 15 лет отслужил в органах. Продолжительное время он проживал и был зарегистрирован в квартире своей матери, собственной жилплощади не имел. Там же был зарегистрирован и проживал сын Андрея. Тесновато.

Попытка улучшения условий

Андрей решил выписаться из квартиры матери, чтобы встать на учет и получить собственное жилье.

Через пару месяцев после снятия себя с регистрационного учета, он обратился в органы местного самоуправления с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Ответ не заставил себя долго ждать, и Андрей получил отказ.

В обоснование отказа была сделана ссылка на то, что гражданин не предоставил документ, подтверждающий место жительства за последние периоды.

Отказ показался Андрею необоснованным, и он обратился в суд, чтобы его обжаловать.

Дело в суде

Суд принял сторону майора и обязал ведомство поставить семью на учет. В обоснование своего решения суд пояснил, что Андрей предоставил все необходимые документы, которые достаточны для получения соответствующей «жилищной» выплаты. Также суд добавил, что непредставление таких документов все равно не ограничивает право заявителя.

Мать Андрея, по мнению суда, не является членом его семьи, поскольку их совместное проживание ничем не подтверждается. Таким образом, момент выписки Андрея из квартиры матери, где он жил все время и квадратных метров на человека по закону было достаточно, вообще не был принят судом во внимание.

Вторая инстанция оставила решение без изменений.

Отказ Верховного суда

Ситуация изменилась, когда ведомство обратилось с кассацией в Верховный суд.

При рассмотрении дела, суд счел ошибочным мнение о том, что Андрей, его сын и мать не являются одной семьей. Жилищный кодекс четко закрепляет опровержение тому в ч. 1 ст. 31.

Для того, чтобы Андрей и его сын были признаны членами семьи матери, достаточно только установить факт их совместного проживания. Доказывать, что они помогали друг другу материально и вели хозяйство совместно, вовсе не требуется.

ВС взялся за проверку необходимых обстоятельств и выявил, что Андрей, сняв себя с регистрации и отказавшись от права пользования квартирой матери, намеренно ухудшил свои жилищные условия. Человек сам сделал себя нуждающимся.

Согласно ч. 8 ст. 4 закона № 283-ФЗ такие действия гражданина служат прямой причиной для отказа в постановке на учет.

Решение предыдущих инстанций было отменено. Андрей отправился со своим делом на новое рассмотрение.

Важно

Своим решением Верховный суд выделил критерии «нуждаемости», установление которых в судебном процессе является обязательным для всех категорий:

  • был ли человек до момента подачи заявления вселен в квартиру члена своей семьи;
  • было ли снятие с учета гражданина преднамеренным.

Наши дела по теме

Жилищное право

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *