Ответственность по 264 УК РФ

Раздел IX Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (далее – УК РФ) посвящен ответственности за совершение преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

В частности, статьей 264 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (далее – ТС).

Объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации ТС, дополнительным объектом — жизнь, здоровье человека.

Предметом преступления являются автомобили, трамваи, тракторы и самоходные машины, которые объединяет понятие «механические средства», т.е. ТС, приводимые в движение двигателем.

Мопеды, т.е. двух- или трехколесные механические ТС, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб.

см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт, квадрициклы с аналогичными характеристиками к числу предметов преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, не относятся.

Велосипеды, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч., не относятся к числу механических ТС и также не являются предметом данного преступления.

Объективная сторона преступления включает в себя нарушение Правил дорожного движения (далее – ПДД) и (или) эксплуатации ТС.

Нарушение ПДД может выражаться в проезде на запрещающий сигнал, несоблюдении скоростного режима, в выезде на встречную полосу движения и т.п.

Нарушение правил эксплуатации ТС может выражаться в стоянке транспортного средства в неположенном месте, эксплуатации технически неисправного транспортного средства и т.д.

Обязательным признаком преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 и 2), смерти человека (ч. 3 и 4), смерти двух или более лиц (ч. 5 и 6). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между нарушением ПДД и (или) эксплуатации ТС и наступившими общественно опасными последствиями.

Состав преступления образует лишь такое нарушение ПДД, которое привело к аварийной ситуации, развитие которой обусловило возникновение ДТП.

Субъект преступления — специальный. Для наступления уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ лицо должно достичь 16-летнего возраста, а нарушение ПДД должно быть допущено при управлении автомобилем либо другим механическим ТС.

  • Субъективная сторона преступления характеризуется наличием неосторожной формы вины.
  • Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
  • Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.
  • Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Ч. 1 ст. 264 УК РФ установлена ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

  1. Под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды.
  2. Вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
  3. Квалифицирующими признаками тяжкого вреда, причиненного здоровью человека, являются:
  4. причинение вреда, опасного для жизни человека;
  5. потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
  6. прерывание беременности;
  7. психическое расстройство;
  8. заболевание наркоманией либо токсикоманией;
  9. неизгладимое обезображивание лица;
  10. значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
  11. полная утрата профессиональной трудоспособности;

В соответствии с ч. 1 ст. 264 УК РФ нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

  • — ограничением свободы на срок до трех лет;
  • — либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • — либо арестом на срок до шести месяцев;
  • — либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • УК РФ предусматривает ужесточение уголовной ответственности в случае, если:

— нарушение совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 2 ст. 264 УК РФ);

— нарушение повлекло по неосторожности смерть человека (ч. 3 ст. 264 УК РФ);

— нарушение совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекло по неосторожности смерть человека (ч. 4 ст. 264 УК РФ)

— нарушение повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 5 ст. 264 УК РФ).

— нарушение совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 6 ст. 264 УК РФ).

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2017 году была зарегистрирована 21 тысяча преступлений за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (для сравнения в 2016 году – 22 тысячи преступлений). Отметим, что за I полугодие 2018 года количество зарегистрированных преступлений за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств составило — 9,7 тысяч.

Будьте внимательны на дорогах, не нарушайте Правила дорожного движения!

Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения | Правительство Республики Крым | Официальный портал

В соответствии со ст.

264 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) уголовно-наказуемым деянием является такое нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которое повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Ответственность по данной статье уголовного закона наступает именно в тех случаях, когда водитель, нарушая правила дорожного движения или эксплуатации транспорта, не желал наступления общественно-опасных последствий своих действий, хотя мог и должен был их предвидеть.

Если же транспортное средство используется целенаправленно для посягательства на жизнь и здоровье человека, то применяются другие нормы закона, предусматривающие более строгую ответственность.

В случае, если вследствие дорожно-транспортного происшествия причинен тяжкий вред здоровью потерпевшего, виновному может быть назначено наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Как правило речь идет о лишении права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами.

Если же наступила смерть человека, то основное наказание усиливается до лишения свободы на срок до пяти лет, а в случаях наступления смерти двух и более лиц – вплоть до 7 лет лишения свободы.

Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, находящимся в состоянии опьянения, в зависимости от наступивших последствий квалифицируется по ч. 2, 4, 6 ст.

264 УК РФ и предусматривает наказание в случае причинения тяжкого вреда здоровью человека вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, а в случае наступления его смерти предусмотрено основное наказание только в виде лишения свободы на срок от пяти до 12 лет, если вследствие дорожно-транспортного происшествия погибли два и более человека, то срок лишения его свободы может составить от 8 до 15 лет.

Статья 264.

1 УК РФ предусматривает ответственность находящихся в состоянии опьянения водителей за управление транспортным средством в случаях, если они ранее подвергнуты административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеют судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, или этой же статьей.

Наказание по статье 264.1 УК РФ предусмотрено вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области

Об уголовной ответственности за нарушение Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию

Статьей 264.

1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 12.

8 КоАП РФ) или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ) либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ либо статьей 264.1 УК РФ.

Когда же лицо считается подвергнутым административному наказанию? В соответствии со ст. 4.

6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Исполненным наказание считается, к примеру если оплачен штраф и прошел установленный судом срок лишения права управления транспортным средством после сдачи водительского удостоверения

Если штраф оплачен, а водительское удостоверение (или заявление о его утрате) в автоинспекцию не сдано, то срок лишения права управления транспортным средством в соответствии с ч. 2 ст. 32.

Читайте также:  Принятие наследства через суд

7 КоАП РФ приостанавливается до момента сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения), либо сдачи заявления о его утрате.

Лицо считается подвергнутым административному наказанию соответственно еще в течении 1 года после исполнения назначенного наказания.

В случае, когда лицо уклонялось от исполнения наказания, назначенного ему за правонарушение, предусмотренное ст. 12.8 или 12.

26 КоАП РФ, к примеру не сдало водительское удостоверение в отделение ГИБДД, и вновь управляет транспортным средством в состоянии опьянения или не выполняет законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, то в таком случае, независимо от того, сколько времени прошло после решения суда о привлечении к административной ответственности данного лица по указным статьям КоАП РФ, наступает уголовная ответственность по ст. 264.1 УК РФ.

Данной статьи предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет,
  • либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет,
  • либо принудительных работ на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет,
  • либо лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Причинившие смерть по неосторожности…

Согласно даннымстатистики, в России в ДТП за период с 2015 по 2019 г. погибли свыше 97 тыс. человек и свыше 1 млн получили ранения. Из этого следует, что за указанный период в среднем в год по стране в ДТП погибают порядка 20 тыс. человек и получают травмы свыше 218 тыс.

В последнее время участились также случаи ДТП со смертельным исходом, некоторые из них имеют большой общественный резонанс.

Указанные обстоятельства подтолкнули нас к необходимости провести детальное исследование, посвященное данной проблематике, что позволило бы актуализировать криминологический портрет личности, совершившей преступление, связанное с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта.

С этой целью были проанализированы статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ об основных социально-демографических и некоторых уголовно-правовых признаках (в контексте наказания) осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека) за период с 2015 по 2019 г.

Для изучения лиц, совершивших преступления в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, использовались социально-демографические (пол, возраст) и социально-ролевые (уровень образования, род деятельности) характеристики (см. таблицу 1).

Таблица 1. Основные демографические признаки осужденных по ст. 264 и ч. 4 ст. 264 УК РФ за период с 2015 по 2019 г.

Социально-демографическая характеристика осужденных

По результатам анализа статистических данных о составе осужденных можно сделать вывод, что в среднем среди лиц, совершивших преступления, связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта, доля женщин составляет около 5%, что свидетельствует о том, что криминальная активность женщин в данной сфере довольно низкая, подавляющее большинство деяний совершено мужчинами. В среднем, по данным статистики, среди всех осужденных (по всем составам УК РФ) на женщин приходится около 15%.

Возрастная характеристика позволяет судить о криминальной активности различных возрастных групп и особенностях их поведения, так как с возрастом меняются социальные функции, характер и привычки людей.

Распределение осужденных из исследуемой группы по возрастным категориям показало, что наиболее криминально активными являются лица от 30 до 49 лет (на них в среднем приходится 49,8% преступлений); на группу 25–29 лет – в среднем 20,4% преступлений; от 18 до 24 лет – 17,2%.

При этом на осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ в возрастной группе 25–29 лет приходится в среднем 20,5% преступлений и 16,2% – на лиц 18–24 лет; на возрастную группу от 50 лет и старше – порядка 12% преступлений (из них на пенсионеров – около 4%).

Наименьшая криминальная активность отмечается у подростков от 14 до 17 лет – не более 0,5%.

Образовательный уровень различных категорий осужденных некоторым образом связан с характером преступных действий. Образование значительно влияет на круг интересов и потребности личности.

Относительно образовательного уровня исследуемой категории осужденных можно отметить, что высшее и неоконченное высшее образование имеют в среднем 16,6%, среднее специальное – 39,8%, среднее общее – около 33,3%, неполное среднее – порядка 10,3%.

В то же время, учитывая неосторожный характер данного состава преступления, уровень образования, на мой взгляд, не является фактором, существенно влияющим на обеспечение безопасности дорожного движения. Несмотря на то что транспортное средство (далее – ТС) является источником повышенной опасности, оно не является сложным в управлении.

При этом уровень образования, доходов и социальные роли зачастую влияют на категорию ТС, которое может позволить себе человек, – более дорогое, как правило, имеет технические характеристики, обеспечивающие в том числе высокий уровень безопасности водителя (улучшенные тормозные системы, подушки безопасности и т.д.), что в случае ДТП может сохранить жизнь. Конечно, нельзя исключать и такие факторы, как случайность, удача.

Под социальной ролью принято понимать социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам.

Данные статистики показывают, что среди исследуемой группы осужденных встречаются представители всех социальных слоев.

Так, на долю трудоспособных лиц без определенных занятий приходится в среднем 43%, рабочих – около 36% (следует отметить, что рабочие – самая многочисленная социальная группа населения страны), служащих коммерческих или иных организаций – в среднем 5,5% от общего числа осужденных, лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, – 2,3%, учащихся и студентов – 2,6%, нетрудоспособных в среднем около 3,9%, государственные и муниципальные служащие составляют в среднем 0,6% из всех лиц данной категории, безработные – 0,6%, работники сельского хозяйства – не более 0,7% и лица прочих занятий – в среднем 4,12%.

Уголовно-правовая характеристика

В 2017 г. за совершение преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 264 УК РФ, было осуждено 1 047 чел., в 2018 г. – 946, в 2019 г. – 848 (см. таблицу 2), таким образом, заметна тенденция снижения показателей числа осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ, что может свидетельствовать и о тренде уменьшения числа лиц, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения.

Таблица 2. Результаты рассмотрения уголовных дел с учетом наказания по ч. 4 ст. 264 УК РФ1

Составляющей уголовно-правовой характеристики личности преступника является отрицательная оценка действий нарушившего уголовный закон лица, реализующаяся в мерах уголовной ответственности. Сущность применения наказания заключается, с одной стороны, в лишениях и ограничениях виновного за совершенное деяние, с другой – в достижении в интересах общества полезного социального результата1.

Данные статистики о мерах наказания позволяют проанализировать практику государства в отношении осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ и выявить тенденции и закономерности.

Так, в 2017–2019 гг. по данной категории был осужден 2 841 человек, из них к лишению свободы – 2 401 (84,5%), условно к лишению свободы – 166 в 2017 г. и 140 в 2018 г., что составляет около 15,3% (данные за 2019 г. отсутствуют).

Прекращено в общей сложности 183 уголовных дела, двое оправданы (0,07%). Наказание (лишение свободы) назначено ниже низшего предела в 2017 г. – 8 осужденным, в 2018 г.– 17 и в 2019 г.

– 20, что составляет в среднем 1,8% от общего числа осужденных к лишению свободы.

Для полноты анализа рассмотрим данные по виду исправительного учреждения при лишении свободы, определенного для отбытия наказания осужденным по ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, в том числе лицом, находящимся в состоянии опьянения) (см. таблицу 3).

Таблица 3. Вид исправительного учреждения, определенного для отбытия наказания осужденным по ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ2

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, среди лиц, совершивших преступления, связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта, преобладают мужчины (около 95%).

Во-вторых, осужденные по ч. 4 ст. 264 УК РФ являются представителями всех социальных слоев населения. Подавляющее большинство составляют трудоспособные граждане без определенных занятий, а также рабочие: их доля – порядка 79%.

В-третьих, наибольшая частота зарегистрированных преступлений приходится на возрастную группу от 30 до 49 лет (49,8% от общего числа привлеченных к уголовной ответственности), на лиц 18– 29 лет – около 37,6%, от 50 лет и старше – около 12%. Наименее криминально активными можно считать возрастную группу от 14 до 17 лет (0,5%).

В-четвертых, уровень образования указанной категории лиц достаточно высокий, многие имеют высшее или среднее, среднее специальное образование. При этом уровень образования не является фактором, существенным образом влияющим на обеспечение безопасности дорожного движения.

В-пятых, 89% осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения, 4,5% – наркотического опьянения, при этом всего для 0,6% данных лиц судом было определено лечение от алкоголизма, наркомании, токсикомании, в том числе у врача-психиатра (5 человек в 2018 г. и 6 человек в 2019 г.).

Столь высокий процент лиц, находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, является, на мой взгляд, тревожным сигналом и требует принятия профилактических мер, направленных на недопущение водителей в состоянии опьянения к управлению ТС.

Кроме того, считаю необходимым принятие общих мер по борьбе с алкоголизмом и наркоманией – в частности, ограничение доступа к алкогольной продукции лиц до 21 года, проведение антиалкогольной пропаганды, ограждение детей от пагубного влияния родителей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, формирование в обществе мотивации к здоровому образу жизни и др.

Читайте также:  Банкротство Управляющей компании - Юридическая помощь при банкротстве СНТ

В-шестых, с 2017 по 2019 г. за преступления, ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 264 УК РФ, был осужден 2 841 человек, из них к лишению свободы – 2 401 (84,5%), условно к лишению свободы – 166 в 2017 г. и 140 в 2018 г., что составляет около 15,3% (данных за 2019 г. нет), прекращено в общей сложности 183 уголовных дела и оправданы два человека (0,07%).

В-седьмых, наказание (лишение свободы) назначено ниже низшего предела в 2017 г. 8 осужденным, в 2018 г. – 17 и в 2019 г. – 20, что составляет в среднем 1,8% от общего числа осужденных к лишению свободы.

В-восьмых, вид исправительного учреждения при лишении свободы, определенный для отбытия наказания осужденным по ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ, в среднем за период с 2017 по 2019 г.

выглядит следующим образом: колония-поселение – 89,4%; колония общего режима – 8%; колония строгого режима – 1,1%; воспитательная колония общего режима – 0,15%; колония особого режима – 0,01%; отбывание в тюрьме – 0, вид исправительного учреждения не определен в связи с отсрочкой исполнения приговора или фактическим отбытием наказания – 2%.

Анализ приведенных данных в целом свидетельствует о том, что ужесточение ответственности за совершение ДТП в состоянии опьянения, если оно повлекло гибель человека, обусловлено числом погибших и получивших увечья.

В данный момент, несмотря на то что преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 264 УК РФ, является совершенным по неосторожности, оно относится к категории тяжких, что исключает возможность примирения, предусмотренную ст.

76 Кодекса.

О том, будет ли иметь эффект ужесточение ответственности за указанные преступления, можно будет, на мой взгляд, сделать вывод, исходя из анализа данных за 2020 г., – в частности, важно узнать, уменьшится ли количество преступлений по ч. 4 ст. 264 УК РФ, сократится ли количество смертей и увечий в России в результате ДТП в состоянии опьянения и т.д.

В заключение отмечу, что в целях профилактики преступлений в области дорожного движения и управления транспортными средствами необходимо принимать меры, направленные на нравственное формирование личности, в том числе в кругу семьи, трудовом коллективе, а также в организациях, занимающихся образовательной работой.

Полагаю, начиная со школы детям следует прививать негативное отношение к алкоголизму и наркомании, рассказывая в том числе об их пагубном воздействии на человека не только в контексте физического, но и морального вреда.

Воспитание должно быть направлено также на формирование правового мировоззрения, понимания неотвратимости наказания и персональной ответственности за свои деяния независимо от социального положения и статуса.

1 В официальной статистике в 2015–2016 гг. содержится информация об осужденных по ст. 264 УК РФ без указания на соответствующие части данной статьи.

2 Дядькин Д.С. Процесс назначения уголовного наказания как объект управления // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2006. – № 3-2 (43). – С. 39–41.

3 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, в том числе лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 3, 4 ст. 264 УК РФ и ч. 2 ст. 264 в прежней редакции Кодекса)

Судебная практикаУголовное право и процесс Стать автором Опрос о практике оказания юридической помощи pro bono

Порядок привлечения к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст.264.1 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию»

Субъектом преступления, предусмотренного ст.264.1 УК РФ. является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством.

Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов ПДД, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 264.

1 УК РФ, факт употребления лицом, управляющим транспортным средством, веществ, вызывающих алкогольное опьянение, должен быть установлен по результатам освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а наличие в организме такого лица наркотических средств или психотропных веществ — по результатам химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения.

Водитель, не выполнивший законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, признается в соответствии с п. 2 примечаний к ст.

264 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, если направление на медицинское освидетельствование осуществлялось в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и отказ от медицинского освидетельствования (от любого предусмотренного вида исследования в рамках проводимого освидетельствования) зафиксирован должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспорта, в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование либо уполномоченным медицинским работником в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Водитель, скрывшийся с места происшествия, может быть признан совершившим преступление, предусмотренное ст. 264 или ст. 264.

1 УК РФ, в состоянии опьянения, если после его задержания к моменту проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения или судебной экспертизы не утрачена возможность установить факт нахождения лица в состоянии опьянения на момент управления транспортным средством. В случае отказа от прохождения медицинского освидетельствования данное лицо признается управлявшим транспортным средством в состоянии опьянения.

Ответственность по ст.264.1 УК РФ наступает при условии, если на момент управления транспортным средством в состоянии опьянения водитель является лицом, подвергнутым административному наказанию по ч.1 или 3 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии опьянения или по ст. 12.

26 КоАП РФ за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеет судимость за совершение преступления, предусмотренного ч.2, 4 или 6 ст.264 или ст.264.1 УК РФ.

При этом следует иметь в виду, что лицо, привлекаемое к ответственности, может отвечать как одному из указанных условий, так и их совокупности.

В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

К имеющим судимость за преступление, предусмотренное ч. 2, 4 или 6 ст. 264 либо ст. 264.

1 УК РФ, относятся лица, имеющие со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу непогашенную или не снятую в установленном порядке судимость за любое из указанных преступлений или их совокупность.

При этом следует учитывать, что сроки погашения судимости, установленные ст. 86 и 95 УК РФ, за каждое преступление исчисляются самостоятельно и не прерываются при совершении нового преступления.

Уголовным кодексом предусмотрено наказание за указанное преступление в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, а также лишение свободы на срок до двух лет. При постановлении обвинительного приговора по ст.264.

1 УК РФ судами учитывается, что назначение виновному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является обязательным, в том числе если к основному наказанию лицо осуждается условно.

Наказание по ст. 264 УК РФ. Теория и практика

В России каждый год рассматриваются сотни и тысячи уголовных дел по статье 264 УК РФ, в рамках которых решаются судьбы множества людей, оказавшихся на скамье подсудимых. Наш опыт участия в такого рода делах позволяет констатировать, что большинство их них — вовсе не уголовники и душегубы, а вполне обычные граждане, которые в силу проявленной на дороге глупости или самонадеянности, оказались в незавидной роли подсудимого. Судьбы этих людей разрешались в судах по-разному: как говорится, кому как повезет…

В нашей сегодняшней статье мы расскажем, какое наказание назначают российские суды водителям, которых признали виновными по ст. 264 УК РФ. При этом, постараемся не просто продублировать общедоступные постулаты из Уголовного кодекса, а рассказать о реальной судебной практике, которая складывается в России по такого рода уголовным делам.

Какое наказание дают по ст. 264 УК РФ?

Прежде всего, следует сказать, что перспективы в плане наказания по уголовным делам о ДТП сильно зависят от того, по какой части статьи 264 УК РФ привлекается виновник. В действующей редакции статьи 264 УК РФ, напомним, насчитывается всего шесть частей.

Если это ч. 1 ст.

264 УК РФ, которая устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, то, как правило, обвиняемые по этой статье отделываются «легким испугом».

Мы, разумеется, немного утрируем, т.к. привлечение к уголовной ответственности вряд ли можно назвать «легким испугом», однако, подсудимые по ч. 1 ст. 264 УК РФ крайне редко выходят из зала суда в наручниках. Но обо всем поподробнее.

Читайте также:  Помощь в подсчете длительности расстройства здоровья

Первая часть статьи 264 УК РФ предусматривает довольно широкий круг наказаний, среди которых:

1) Ограничение свободы на срок до трех лет. Это самый мягкий вид наказания, предусмотренный указанной нормой.

Ограничение свободы означает, что осужденный продолжает находиться на воле и проживать у себя дома, но в период наказания на него будет наложен ряд ограничений, например, не выходить из дома в ночное время, не посещать бары и рестораны и так далее… Кроме того, в настоящее время на осужденных к ограничению свободы органы исполнения наказаний надевают специальные электронные браслеты (обычно их прикрепляют на ногу), которые запрещено снимать. Эти браслеты находятся в режиме постоянной спутниковой связи с системой местных органов ФСИН и любые попытки снять или вывести из строя эти браслеты будут замечены. В России осужденным по ч. 1 ст. 264 УК РФ в абсолютном большинстве случаев назначается именно ограничение свободы.

2) Принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Этот вид наказания предполагает, что осужденный будет выполнять определенные принудительные работы в специализированных исправительных центрах.

По факту в России в настоящее время принудительные работы применяются далеко не везде, по причине отсутствия во многих субъектах исправительных центров.

3) Арест на срок до шести месяцев. Это по существу то же лишение свободы, но только кратковременное. По факту, в России аресты судами не применяются ввиду отсутствия специальных арестных домов.

4) Лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Здесь все понятно, лишение свободы – это принудительная изоляция от общества.

Судебная практика назначения наказания по ч. 1 ст. 264 УК РФ свидетельствует о том, что лишение свободы по этой норме назначается крайне редко и в основном только в отношении тех, кто имеет непогашенную судимость. Обусловлено это тем, что данное преступление относится к категории деяний небольшой тяжести.

Кроме того, если виновник ДТП не имеет судимости, то есть привлекается к уголовной ответственности впервые, то по ч. 1 ст.264 УК РФ наказание в виде лишения свободы ему может быть назначено только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 63 УК РФ.

Но если мы проанализируем перечень отягчающих доказательств, перечисленных в указанной статье, то придем к выводу о том, что к уголовным делам о ДТП эти обстоятельства применимы весьма и весьма редко. Не вдаваясь в подробности, скажем, что нам за многие годы участия в уголовных делах о ДТП не встречался ни один обвиняемый по ч.

1 ст. 264 УК РФ, у которого имелись бы обстоятельства, отягчающие наказание.

Таким образом, мы можем констатировать, что лицам, обвиняемым по ч. 1 ст. 264 УКРФ, если они не имеют судимости и отягчающих обстоятельств, не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, включая условное. Это положение прямо закреплено в законе, а именно – в части 1 ст. 56 Уголовного кодекса России.

Часть 2 статьи 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо сопряжено с оставлением места ДТП.

Санкция указанной статьи предусматривает два вида основного наказания:

1) Принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 2) Лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Это преступление средней тяжести и за его совершение суд уже вправе назначить лишение свободы на свое усмотрение. Впрочем, наш опыт участия в уголовных делах данной категории говорит о том, что здесь шансы виновника на условное осуждение тоже весьма высоки.

Главное условие – грамотная линия поведения в суде.

Есть ли риск сесть в тюрьму?

Подавляющее большинство реальных сроков лишения свободы по статье 264 УК РФ назначается при наличии погибших в результате совершения ДТП. Это все части статьи 264 УК РФ, начиная с третьей по шестую.

При этом, сроки наказания в виде лишения свободы по указанным статьям таковы:

По ч. 3 ст. 264 УК РФ (ДТП с одним погибшим): до 5 лет лишения свободы (без нижнего предела, который ограничен Общей частью УК РФ и составляет 6 месяцев).

По ч. 4 ст. 264 УК РФ («пьяное» ДТП с одним погибшим): от 5 до 12 лет лишения свободы.

По ч. 5 ст. 264 УК РФ (ДТП с двумя и более погибшими): до 7 лет лишения свободы (без нижнего предела).

По ч. 6 ст. 264 УК РФ («пьяное» ДТП с двумя и более погибшими): от 8 до 15 лет лишения свободы.

Обращает на себя внимание, что ДТП, которое совершил пьяный водитель, наказывается гораздо строже, чем ДТП погибшими, совершенное трезвым водителем. Законодатель, таким образом, подчеркивает более высокую общественную опасность преступлений, связанных с управлением ТС в нетрезвом виде.

Тенденции современного российского правосудия таковы, что абсолютное большинство уголовных дел о «пьяных» ДТП, в которых имелись погибшие, заканчиваются для виновника реальным сроком лишения свободы. Избежать заключения в такой ситуации крайне сложно.

Несколько иначе выглядит ситуация о ДТП, в которых также имелись погибшие, но виновный водитель был трезв. Здесь возможны различные варианты. Конечно, значение будет иметь количество погибших.

При наличии одного погибшего и лояльного отношения со стороны его родственников, избежать тюремного срока вполне реально. Если погибших двое и больше, то шансы виновника избежать заключения сильно сокращаются.

Если же погибших было много, либо среди них имелись дети, а также при особо резонансных ДТП, такие шансы сводятся почти к нулю.

К слову, все части ст. 264 УК РФ, кроме первой, устанавливают в качестве обязательного дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. По ч. 1 ст. 264 УК РФ такое наказание применяется на усмотрение суда.

Формулировка «на срок до трех лет» предполагает, что суд при назначении наказания вправе установить срок лишения права управления ТС на свое усмотрение. При этом, согласно ч. 2 ст.

47 УК РФ минимальный срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, при назначении его в качестве дополнительного наказания, составляет 6 месяцев. На практике же шестимесячную «минималку» суды не назначают никогда. Стандартный срок лишения права управления по ст.

264 УК РФ, обычно, составляет 2-2,5 года. При этом, важно знать, что при осуждении виновного к лишению свободы, срок лишением права управления транспортным средством начнет течь только с момента освобождения из МЛС (ч. 4 ст. 47 УК).

Можно ли избежать реального срока?

Немалое значение при назначении наказания, обычно, имеют характеристики подсудимого с места жительства и работы.

Помимо личностных характеристик подсудимого, по уголовным делам о ДТП огромное значение имеют фактические обстоятельства происшествия. В первую очередь, это ситуации, в которых причиной ДТП стало возможным не только ввиду допущенного водителем нарушения (которое признано первопричиной аварии), но и вследствие грубой неосторожности со стороны пострадавшего или погибшего.

Немалое значение в вопросе назначения наказания имеет субъективное отношение виновного к содеянному.

В данном случае мы говорим не о вине, как элементе состава преступления, а о том, как человек ведет себя на следствии и в суде и как он относится к содеянному, насколько прочувствовал и переживает случившееся.

Наш богатый опыт участия в судебных заседаниях дает основания утверждать, что прокуроры и судьи тоже люди и когда они видят, что человек искренне убивается и раскаивается, это может сыграть большую роль в судьбе виновника ДТП.

Состояние здоровья подсудимого. Этот фактор тоже может оказаться весьма существенным моментом. В нашей практике имелись случаи, когда суды назначали гражданам, обвиняемым по ч. 3 ст. 264 УК РФ и даже по ч. 5 ст. 264 УК РФ лишение свободы условно, принимая во внимание, что в результате ДТП виновник сам получил тяжелые травмы, ставшие причиной его инвалидности.

Родственные связи водителя и погибшего. К сожалению, очень часто на скамье подсудимых оказываются водители, по вине которых погибли пассажиры, являющиеся их близкими родственниками (жены, дети, братья, сестры). Прокуроры и судьи обязательно учитывают, что судьба уже наказала несчастного и покарать его сильнее уже вряд ли возможно.

Среди прочих моментов, которые обязательно учитываются судьями при назначении наказания, назовем признание/непризнание вины, мнение потерпевшего по вопросу наказания, наличие семьи и особенно маленьких детей у виновного, добровольное возмещение вреда.

В общем, здесь может быть очень много нюансов, ведь, каждое уголовное дело индивидуально и подход к вопросу назначения наказания тоже должен быть сугубо индивидуальным.

Какой вид исправительного учреждения назначают осужденным по ст. 264 УК РФ? В зависимости от категории преступления, это может быть колония-поселение, либо ИК общего режима.

В завершение хотелось бы отметить, что, формально, по всем частям статьи 264 УК РФ в соответствии с законом возможно прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон.

На этом все, удачи на дорогах и берегите себя!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *